Кристина Сырчикова
куратор, фотограф и преподаватель фотографии
Я занимаюсь фотографией с детства: начала ходить в школьную фотостудию и втянулась. Помню, мы снимали друг друга, прогулки, городскую среду, учились видеть свет и обрабатывать снимки. Мне было особенно интересно фотографировать людей и животных. А фотостудия была средой, в которой мы обсуждали снимки, выбирали лучшие, выставляли их, обрабатывали – это был колоссальный опыт и плодотворная среда единомышленников.
С тех пор я мечтала связать свою жизнь с фотографией, но найти университет с такой специальностью не удалось. Поэтому я училась на факультете информационных систем и технологии и параллельно изучала фотографию. Именно постоянное обучение в разных кружках и школах сформировало меня как фотографа. Например, в Фотошколе «Самара» у меня появились первые представления о сериях снимков, объединенных стилистически и тематически. Мне понравилось такое сравнение: одиночный снимок — это слово, а серия фотографий – это предложение. И мы учились создавать предложения из слов.
Всегда одним из главных моих интересов была съемка повседневной жизни людей. Это жизнь как она есть, не привычная постановочная фотография, которую обычно ожидают увидеть по итогам фотосессии, а скорее зарисовка из обычной жизни. Я проживаю со своими героями дни, которые, казалось бы, не наполнены ничем интересным. Мы с героем можем весь день быть дома или сидеть за компьютером на работе – и я это фотографирую. Я стремлюсь передать этими снимками образ жизни обычного человека, его повседневность, его радости и горести.
Я училась во многих фотошколах, и постепенно мое видение расширилось до поля современного искусства. А после окончания университета я ушла в фотографию с головой и начала преподавать сама. В 2016 году куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин пригласил меня на работу в Фотошколу этой галереи. Из нее выросла Школа проектной фотографии, которая сейчас существует онлайн.
В Школе я занимаюсь со студентами проектной фотографией, мой курс делится на четыре блока: техника, где мы разбираем основные настройки фотоаппарата; форма, где мы говорим об основных изобразительных средствах фотографии; содержание: портрет, автопортрет, дневник, пейзаж; работа над персональным проектом: от идеи до выставки.
В преподавательской деятельности мне нравится наблюдать за изменениями студентов, за тем, как меняются их фотографии со временем, как люди раскрываются. Очень люблю наблюдать за тем, как невесомая высказанная вскользь идея обретает свою материальную форму в виде инсталляции на выставке.
Преподавание привело меня в кураторство. Каждый год мы со студентами готовим выпускную выставку, на которой представлены их персональные фотопроекты, они всегда в виде инсталляций. Мне очень запомнилась выпускная выставка 2019 года: на ней работы перекликались между собой и как будто вели диалог. Работа Анны Мельниковой была посвящена репродуктивному насилию по отношению к женщинам: женщин часто воспринимают как сосуд для вынашивания детей, задавая бестактные вопросы о деторождении (когда заведете ребенка? почему нет детей?), словно единственная функция женщины – это рожать. Рядом висела трогательная работа Любови Ракшиной об ее отношениях с мамой. Она выбрала розовый цвет как связующую нить между ними, потому что мама все детство одевала ее именно в этот цвет (стереотип, что девочки должны носить его). А напротив находился проект Павла Докучаева про успех, в котором он вывел десять советов коучей из интернета о том, как стать успешным, и проиллюстрировал их. В противовес работе Анны Павел в своей работе затрагивает типичные гендерные стереотипы о мужчинах: от них традиционно ожидается быть успешными и богатыми, добывать ресурсы для семьи.
Мой текущий проект — персональные фотографические проекты. Это серии снимков, снятые на интересующую меня тему: либо о жизни людей на постсоветском пространстве, либо об особенностях фотографии как средства для создания произведения искусства. Например, в прошлом году я открыла выставку «После фотографии», где художники использовали снимки в качестве отправной точки при создании своих произведений, но не ограничивались ей. Например, одна из участниц выставки – тайваньская художница Кейси Джунг распечатала свой автопортрет на ткани, сшила подобие большой головы и забралась внутрь, затем начала двигаться внутри как мысль и снимала это на видео. Так из обычной фотографии себя появилась видеозапись.
Я открыла страницу на Френдли, чтобы собрать средства на свой проект и дальнейшее проведение выставок. Думаю, чтобы краудфандинговая кампания прошла успешно, нужно ссылаться на платформу, делиться новостями о создании проектов и выставок, лайфхаками, кухней и интересными фактами. Сейчас я стараюсь делать именно это.
Семён Журавлёв
фотограф, автор Telegram-канала «Журавлев | Стритовед»
У меня ощущение, что вся моя жизнь связана с фотографией. Даже сложно вспомнить, когда я начал снимать и что делал до этого. Кажется, все началось пять лет назад: я тогда работал на вахте на крайнем Севере мастером бригады по капитальному ремонту скважин. Меня так захватывало все происходящее вокруг, что я решил снять это. И в итоге сделал серию фото с вахты на пленочный фотоаппарат — приобрел именно такую камеру, потому что хотел учиться на самом сложном.
Учился в итоге всему сам: не хотел перенимать чужое видение — решил, что у меня будет фотография, которая нравится мне. Когда переехал в Тюмень, стал снимать на цифровую камеру и начал понемногу зарабатывать на этом — проводил съемки в студиях, модели рекомендовали меня своим друзьям, и по сарафонному радио наработал какую-то клиентскую базу. Мой жанр — «портретка», я снимаю людей, они мне наиболее интересны.
Но денег с фотографий недостаточно, поэтому сейчас я работаю в такси. Однажды я вышел на смену после съемки, и у меня в машине лежала камера. Вдруг взгляд за что-то зацепился, и я захотел это сфотографировать — сделал снимок из окна. А потом стал всегда возить с собой камеру и снимать все, что вижу вокруг. В такой съемке мне так же интересны люди — я снимаю прежде всего их в городском пейзаже, но иногда и просто архитектуру, какие-то виды.
Мне так нравились кадры, которые получаются, что я решил публиковать их. Так появился блог «Из окон моего такси». Мне важно делиться в нем тем, что происходит рядом с нами, но на что никто не обращает внимание. Все в своих мыслях, в своем маленьком мирке, а я эдакий “городской сумасшедший”: пока еду, замечаю многое, и рассказываю своими снимками интересные, порой смешные, а порой грустные истории. Я бы назвал свой канал публичным дневником, вроде старых ЖЖ: там я иногда выкладываю и свои мысли, рассказываю, как у меня дела.
Первые человек 20 подписчиков я получил, приглашая в него людей из своих контактов. А потом опять же сарафанное радио и настоящее СМИ: кто-то из пассажиров рассказал журналистам обо мне, и о проекте “Из окон моего такси” вышел сюжет на местном телевидении. Таким образом набралось уже больше тысячи подписчиков.
Мне приятно, что люди следят за моим блогом, я всегда отвечаю им на комментарии и сообщения, выхожу на контакт. Когда у меня было еще совсем немного подписчиков, мы со многими даже подружились: переписывались, встречались иногда, пили вместе кофе. Могу сказать, что человек 50 из своих подписчиков я знают лично. Это очень разные люди, даже по возрасту: самому младшему из них 13, а самому старшему 65.
Подписчики меня периодически благодарили и спрашивали, как меня поддержать, предлагали перевести деньги на карту. А потом от товарища я узнал про платформу Френдли — оказалось, там собирать донаты и получать поддержку от подписчиков намного удобнее. И я зарегистрировался на платформе. С помощью сбора я хочу и узнать уровень поддержки аудитории — сколько людей будет готово поддержать меня, и получить стабильный доход за свое творчество, чтобы у меня была возможность меньше работать и больше уделять времени ему.
Особого успеха я пока не нашел: слишком мало времени уделял продвижению своего сбора. Только периодически оставляю ссылку на него в своем канале, и люди что-то переводят мне. Но в целом я верю в успех краудфандинга: у нас в городе авторы документального фильма за три месяца собрали на свой проект 570 тысяч — это очень здорово.
Осенью я планирую прицельно заняться своим проектом, чтобы в скором времени фотография стала моей основной деятельностью и средством заработка. Думаю сделать ребрендинг канала: придумать новое название, логотип и уйти от концепта такси, превратив канал больше в личный блог.
Валентин Копалов
фотограф
Мой отец — почетный член союза фотохудожников РФ, всю жизнь был фотографом. Он работал в различных СМИ Новосибирска, делал выставки, занимался (и до сих пор занимается) художественной фотографией. Его основным жанром были коллажи — папа делал их еще в пленочную эпоху, когда это не было так распространено.
Я не хотел идти по его стопам — вообще не знал, чего хотел. Учился плохо, вылетел из университета. В начале 2000-х пошел работать в газету верстальщиком, научился заодно дизайну (тогда было все едино — и тем, и другим мог заниматься один и тот же человек). Несколько раз менял работу: то верстал какие-то издания, то занимался дизайном в СМИ. И однажды в редакции мне дали в руки фотоаппарат: сказали, раз твой отец фотограф, значит, и у тебя получится снимать. У меня и правда получилось, и я втянулся.
В общем, все как-то само так вышло 20 лет назад, хотя до этого я был холоден к фотографии. Мне понравилось снимать, и в начале 10-х я окончательно переключился на фото. Учился у всех вокруг, как раз начинался бум цифровой фотографии. Я сразу пытался сделать что-то интересное, из расчета «для себя». Но при этом все время и старался повышать свой профессиональный уровень. На каком-то этапе начал показывать свои работы людям, и они им нравились. И закрутилось: выставки, участие в международных фотосалонах.
С тех пор моя основная деятельность — фотография. Остальное иногда возникает: занимаюсь также видео, участвую иногда в проектах в качестве pr-менеджера. Но большую часть времени я фотограф-фрилансер: предлагают проект, и если договариваемся —фотографирую. Я универсал и могу снимать в разных сферах коммерческой фотографии: портрет, репортаж, промышленные съемки. На моем сайте можно увидеть самые разные примеры работ.
Арт-фото для меня искусство ради искусства, и этим жанром я тоже всегда интересовался. Давно хотел сделать арт-проект на пересечении классической фотографии и манипуляций с изображением, коллажированием — максимально натуральный, в котором привнесенные детали расставляют акценты. Несколько лет назад я начал такой проект. Его тема — взаимодействие человека с окружающим миром, социумом, его оторванность от реальности. Я хотел выразить страхи, девиации, навязанные обществом правила — всё то, что человек считает, он «обязан» делать, чтобы соответствовать окружению, и чем он в итоге расплачивается за это (например, своей психикой).
Но я не завершил проект: случилось выгорание. А после 24 февраля 2022 у меня возник вопрос к самому себе: зачем вообще нужно заниматься арт-фото. Я на него так и не ответил. А потом понял, что единственная причина продолжать свой проект — самотерапия. За год тема разрослась у меня в голове, появились мысли о новых формах. К тому же, общество сейчас, по моим ощущениям, балансирует на грани срыва и демонстрирует все более и более явно то, какой ужас происходит в мире. Первоначальное единение сошло на “нет”, и нам нечего сказать друг другу на очередные жуткие новости кроме «обнимаю». Но, значит, надо искать поддержку в себе и работать.
Сейчас я намерен продолжить свой арт-проект. Чтобы получить поддержку, в том числе и финансовую, зарегистрировался на Френдли. Знакомые предложили мне присоединиться к платформе, а я вообще люблю новые проекты, поэтому согласился. К тому же мне нужна поддержка — у меня есть идея, которой я горю, но я не могу ей уделить достаточно времени из за работы. В прошлом году у меня не стало постоянной работы, и с тех пор приходится много времени тратить на фриланс-заказы.
Пока у меня нет «истории успеха»: я открыл сбор и ничего не сделал, чтобы его продвинуть. Думаю, для успешной компании надо всерьез этим заниматься: рассказывать о ней в своих соцсетях, как-то мотивировать друзей, чтобы они публиковали о вас посты. И, конечно, важен сам проект: он должен быть интересным для людей, важным. Мне кажется, сегодня наиболее актуальны и могут добиться успеха в краудфандинге социальные инициативы, но, надеюсь, и мой проект найдет поддержку, когда у меня будет время заняться его продвижением.
Светлана Булатова
документальный фотограф, преподаватель
Фотожурналистом мне хотелось стать с детства, потому что я проявляла интерес и к фотографии, и к журналистике. Мне нравились выпуски новостей, документальные фильмы, привлекал сам процесс «мы делаем новости», было любопытно, что остается там, за кадром.
Училась я на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, но параллельно с магистратурой закончила обучение на факультете фотокорреспондентов им. Ю.Гальперина (курс Александра Астафьева). На следующий год поступила в Академию документальной фотографии и фотожурналистики «Фотографика». В 2017 году участвовала в международных воркшопах «Next To Me» датской школы медиа и журналистики и агентства NOOR Images в Байе (Франция).
Я работаю в жанре документальной фотографии, мне нравится рассказывать с помощью документальной фотографии невыдуманные и важные истории. Особенно я люблю снимать портреты: передавать зрителю многообразие чужого опыта. несмотря на то,что присутствие фотографа в некоторой степени оказывает влияние на снимаемую им сцену, я стараюсь не вмешиваться в происходящее и пытаюсь запечатлевать жизнь, ее мгновения в их неповторимом разнообразии.
Сейчас я веду авторский курс «Основы фотографической практики» в Академии «Фотографика» и курс «Документальная фотография» в Школе Академической Фотографии. Выступаю с лекциями и мастер-классами на разных площадках, последняя творческая встреча проходила в Центре РОСФОТО. Снимаю для разных СМИ: «Такие дела», «Новая газета». Каждое редакционное задание очень интересно: никогда не знаешь, что именно тебя ждет на съемке. Мне посчастливилось работать с такими фоторедакторами, как Андрей Поликанов, Светлана Софьина, Анастасия Сварцевич, которые всегда уважали работу фотографа. Я очень благодарна им за доверие. Из историй мне трудно выделить одну, потому что самые интересные — это те, которые мне еще предстоит снять. Из последнего горжусь своей работой ко Дню памяти пропавших без вести — над этой документальной историей я работала в Ингушетии этой весной и летом.
Я снимаю и на цифровую камеру, но предпочитаю работать с плёночной камерой. Пластичность цветов и глубина пространства, которые можно достичь с помощью пленочной камеры ощутимо выше, чем с помощью цифровой. На первый взгляд, эта разница между плёнкой и цифрой может казаться несущественной, но история, снятая на пленочную камеру, по моему опыту, вызывает больший отклик у зрителя. Также, при работе над историей использование пленочной камеры — это еще один мостик взаимного интереса между фотографом и героем.
Активно веду блог в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). Там я делюсь процессом создания документальных фотоисторий: надеюсь, что так зритель вовлекается в процесс, знакомится со мной и моим методом. И еще больше проникается героями моих фотоисторий и репортажей — людьми, полными достоинства, которые, несмотря на тяжелые обстоятельства, сохраняют в себе доверие к миру.
На Френдли я собираю средства на продолжение работы на Северном Кавказе, где работаю над историями с 2016 года — работала над дипломным проектом и решила продолжить. Мне кажется, что автору, обратившемуся к краудфандингу, важно постараться донести значимость своего проекта и рассказать, на что именно будут нужны средства, как они будут расходованы. Я, например, многие из своих проектов снимаю не по редакционному заданию, и мне нужны средства на их осуществление, главным образом на расходные материалы: пленку и дорогу туда-обратно. Для меня важно сохранить возможность рассказывать посредством документальной фотографии невыдуманные истории, и с краудфандинговой поддержкой я смогу продолжать свою работу.
Все фотографии предоставлены «Френдли» авторами