Френдли.Истории

Любить и развивать свой город: как авторы из регионов создают локальные сообщества и запускают творческие проекты

На Френдли зарегистрированы творческие жители самых разных городов и стран. Но далеко не все проекты на платформе связаны с локациями, в которых живут авторы.

Идея же героев этого материала — развивать свои города, решать проблемы в них с точки зрения урбанистики и экологии, а также запускать творческие проекты, которые раскрывают местные особенности региона. Они рассказали «Френдли», почему для них важно оставаться дома и улучшать среду вокруг себя — и как в этом может помочь краудфандинг.

Николай Кондаков

автор телеграм-канала «Не мэр Омска»

Сейчас я работаю техническим специалистом, но до этого был журналистом. Мне нравилось писать: в студенческие годы я вел личный блог во «ВКонтакте» и хотел делать что-то более масштабное. В 2018 году я попал в дискуссионную школу про урбанистику. Тогда я и нашел свою тему: загорелся идеей улучшать родной город и писать об этом. Примерно в то же время я увидел Телеграм-канал «Если бы я был главой Дептранса» и решил делать что-то подобное об Омске.

Я начал активно изучать тему: читать книги, смотреть видео, разбирать различные кейсы. Следующим летом отправился путешествовать по столицам и заметил, что мой взгляд на города изменился: я не просто рассматриваю достопримечательности, а стараюсь понять, что удобно, что неудобно вокруг. 

Такие же исследования я стал проводить в своем городе. Например, у нас открыли мост после реконструкции, и я поехал «протестировать» его: вначале проехал на машине, а потом прошел пешком. Заметил, что один светофор горит красным лишние 60 секунд: в это время и машины не едут, и люди не могут идти. И я написал об этом действующему в то время мэру Оксане Фадиной в социальной сети. Она ответила, что зафиксировала это, разберётся — и спустя пару месяцев светофор заработал правильно. 

Мои друзья тогда стали шутить и говорить мне по любому поводу: ну ты Фадиной напиши, она решит вопрос! Мы подумали, что проблемы решает мэр города, а я не мэр, но вроде тоже этому способствую. Так родилось название моего Телеграм-канала — «Не мэр Омска».

Самое первое, про что я написал в канале — отсутствие ночного транспорта в Омске. К нам в вуз приехал губернатор, и я задал ему вопрос об этом. Проблема вызвала отклик: мне звонили из Департамента транспорта и спрашивали о моей идее, выходили сюжеты в местных СМИ. В итоге в Омске появились магистральные маршруты — по ним автобусы заканчивают ходить в 12 ночи.

Так я исследовал разные проблемы в городе и писал про них. Например, в Омске появились теплые остановки, я прошелся по ним и написал, какие там проблемы, недоработки. Благодаря активности в моем канале мы поменяли еще несколько светофоров в городе. 

Я также периодически обращаюсь к своей аудитории, чтобы написать властям города большое количество жалоб по какому-то поводу. При моем канале есть чат, и он достаточно активный, в нем 81 человек. Есть среди них и представители администрации, поэтому автоматически какие-то вещи, о которых мы пишем, забираются в работу.

Я вижу, что люди активно ищут решение той или иной проблемы, и моя задача — подтолкнуть их к этому, подсказать, как какой запрос решать. Тогда человек что-то сделает, и город будет меняться. Для меня это важно: я живу здесь, уезжать не хочу, а хочу, чтобы нам всем здесь было лучше жить.

В 2021 году я решил завести медиа для развития активности в своем городе — «Не журнал». Я замечал, что многие люди говорят, в Омске нечего делать. Для меня это было одним из триггеров: я не согласен, что у нас в городе некуда сходить! Просто, видимо, у нас нет хорошей афиши для молодежи — и я решил её запустить сам. 

Сейчас над проектом работает пять человек: три автора, дизайнер и фотограф. Каждую неделю у нас выходит подборка событий и мест, куда могут пойти молодые люди примерно моего возраста. Мне кажется, это помогает «раскачать» жизнь в городе. У нас уже более 800 подписчиков, многие из них оставляют отзывы, я вижу, что кто-то сам начал проводить мероприятия в Омске.

А в октябре 2023 года я запустил третий канал — «Где поесть в Омске». Пришёл к этой идее так же, как с «Не журналом»: увидел, что каналы с обзорами кафе и ресторанов нашего города мне не нравятся — одни плохо ведутся в плане оформления, с другими у меня никогда не совпадает мнение. Мне захотелось сделать что-то свое, что будет удобно читать, и я запустил канал.

Подписчиков во все свои каналы я привлекаю бесплатно. Был взаимный пиар, коллаборации с другими каналами. Люди сами откликаются и подписываются, когда узнают о нас. Я рад видеть эту отдачу, и она меня мотивирует продолжать работать. 

Со своей деятельности я по факту ничего не зарабатываю. «Не журнал» пока никого из нашей команды не кормит. В будущем нам хотелось бы выйти на коммерческие рельсы и стабильно получать доход с рекламы.

Я пробовал также собирать донаты, но на это был слабый отклик. В каналах у меня постоянно висит ссылка на сбор в Тинькофф, а также есть кнопка «Поддержать», но в «Не мэр Омска» я собрал пока буквально 5000 рублей. Когда узнал про Френдли, решил попробовать свои силы и здесь. Об этом сборе я сделал несколько постов. 

Собранные деньги я потрачу на развитие своих Телеграм-каналов и запуск подкаста про урбанистику, в котором я буду говорить с городскими активистами, социологами, исследователями и архитекторами; рассказывать про успешные кейсы из Омска, которые можно реализовать и в других городах. А еще сейчас я готовлю к запуску проект с онлайн-экскурсиями по своему городу.

Эвелина Калинина

художник, создатель сообщества ремесленников Донского края «Створка»

Мой папа художник, так что я рисовала с самого детства: до сих пор помню, как еще совсем маленькая взяла в руки первые инструменты. Но, когда выросла, я не стала художницей, а получила экономическое образование и пробовала себя в разных профессиях: работала на госслужбе, в юридической сфере. 

В юном возрасте мне хотелось узнавать новое, экспериментировать, большой город манил своими возможностями. И я переехала из Ростова-на-Дону в Москву, где прожила девять лет. Но потом мне захотелось чего-то более тихого, спокойного, проникнуться колоритом родного края — и я вернулась в Ростов. Здесь у меня случилась новая «волна» вдохновения, я по-новому взглянула на свой регион, его историю и красоту. Поняла, что я вообще не знала свой город: у нас столько красивых мест! Вот уже пять лет езжу, знакомлюсь, изучаю.

Примерно в то же время, когда я переехала обратно в Ростов, я поняла, что у меня есть потребность помогать людям раскрываться и идти в творчество. Ведь часто молодые люди умеют что-то создавать, но не знают, как это реализовывать, зарабатывать на своем творчестве, поэтому идут в другие профессии. Я и сама с этим столкнулась.

Мне было сложно решиться сменить деятельность, но я вспомнила о своих увлечениях и решила снова заняться творчеством. Я начала лепить из керамики и устроилась сначала в гончарную мастерскую, а потом в благотворительный фонд «Я есть!». В этом фонде я до сих пор работаю педагогом декоративно-прикладного искусства — леплю на мастерских вместе с детьми с инвалидностью. 

На одном из событий фонда и начался мой проект. Я организовывала «Керамофест», на котором было большое количество наших ростовских керамистов. Тогда я снова подумала: как же много у нас творческих, креативных людей, которые создают красивые вещи, но не умеют их реализовывать. И я увидела запрос художников: все говорили, что в городе нет объединения, где мы могли бы общаться, кооперироваться.

В итоге я решила создать «Створку» — точку для сообщества местных художников, где все мастера выставляют свои работы и где проходят встречи, лекции, мастер-классы. Здесь мы обмениваемся опытом и передаем другим свои знания и изделия — украшения и предметы интерьера. Я верю в силу объединения людей и уверена, что вместе проще развиваться, особенно творческим людям, поэтому такое место очень важно.

Миссия моего проекта — популяризация ремесла на Дону. Я хочу раскрыть ценность нашего творчества, колорит нашего города, региона. Донской край богат смешением техник и стилей: у нас многонациональный город, и от каждой национальности, живущей здесь, мы что-то впитали. Нам характерно что-то южное, теплое, яркое, насыщенное. 

«Створка» существует уже девять месяцев, и участников нашего сообщества больше сорока. Пока мы небольшой магазин на семь квадратных метров, а свои мероприятия мы проводим либо на сторонних площадках, либо в свободной зоне трехэтажного арт-кластера, в котором мы располагаемся. Например, в кластере 15 декабря 2023 года откроется наша первая совместная выставка, посвященная предметам интерьера и бережному отношению к природе.

У нас большие амбиции: в будущем мы хотим открыть свою галерею декоративно-прикладного искусства. Подобной в нашем городе нет, есть только художественные галереи. Мы уже просчитали финансовую модель, и поняли, что нам нужно не менее ста участников сообщества, которые будут регулярно проводить свои выставки и мастер-классы. 

Ещё один наш план — создать свой сайт. Для последнего нам нужно отснять работы каждого автора и создать каталог из этих фотографий. На реализацию обоих планов нам сейчас нужны средства.

На платформу Френдли я наткнулась случайно. Увидела, сколько там всего интересного, и какие созвучные у меня с ней ценности: эта платформа поддерживает творческих людей, как и я — дает возможность заявить о себе и реализовать мечту. И я, не задумываясь, решила зарегистрироваться на Френдли. Это мой первый опыт в краудфандинге, и я пока совсем не знаю, как мне продвигать свой сбор. Буду рада помощи, совету, на что обратить внимание, что почитать и на чем сделать акценты.

Владислав Крестинин

городской садовник, дендролог, автор телеграм-блога о городском озеленении

Мое увлечение урбанистикой началось в студенчестве. Я учился в БФУ им. Канта на биоинженера и биоинформатика, но в какой-то момент понял, что классическая работа в этой сфере мне неинтересна. А увлекает меня урбанистика — то, о чем рассказывают в своем блоге, например, Варламов, Гершман. И я прошел на летнюю школу от ВШЭ и БФУ. После продолжил обучение в своем вузе, но уже на программе «биология».

Мне изначально понравилась идея города для человека. Все мы живем в городах, и то, как они функционируют, влияет на нас, наше здоровье, наше настроение. И хочется гармонично существовать в этом всем, чтобы жизнь была комфортной. Я решил заниматься именно улучшением городской среды. А потом стал думать, как соединить обе мои специальности — как природа связана с городом? Понял, что в любом городе есть растения и деревья — живые системы, которые я могу исследовать (не зря же я в университете окончил Высшую школу живых систем). И я начал изучать озеленение.

Озеленение — один из инструментов создания устойчивых городов, которые помогут нам выдержать и жару, и холод. От зелёных насаждений мы получаем блага и не платим за это ни копейки. Это не только выделение кислорода, но и очистка воздуха от углекислого газа, депонирование углерода, предотвращение заболачиваний и многое другое. 

К сожалению, мы забываем о тех хороших вещах, что нам могут дать растения. В результате города встречаются со всё более серьезными вызовами. И мы уже кардинально не можем повлиять на эти процессы, но сделать города более устойчивыми нам по силам. 

Работать я решил в том городе, в который я переехал из своего родного (Саратова) шесть лет назад — в Калининграде. Изначально я думал, что бывший Кенигсберг — это страшная деревня с 400 тысячами человек. Но именно в этом городе я почувствовал себя максимально органично. Калининград очень соразмерный человеку, комфортный. 

Здесь мало крупных дорог, большое количество озеленения в сравнении с «Большой Россией». Я влюбился в небольшие улицы с брусчаткой, мне нравится за полчаса добираться до моря и старинных деревьев, которые я не видел в центральной России: буки, грабы, шведская рябина. Все это превращает территорию города в сказку братьев Гримм — порой ощущение, что массивная крона дерева может ожить и утащить тебя в какую-то фантасмагорию. Замечаешь такие вещи и понимаешь, что этот город — твой дом.

Мне нравится также общая тенденция небольших городов — переход «на свои ноги». Даже большие расстояния (из одного конца города в другой) в Калининграде можно преодолевать на своих ногах, и машина здесь не нужна. Нравится, что здесь много велосипедистов. В Калининграде снег выпадает редко, и даже зимой многие катаются на велосипедах. В Вологде, Саратове, Пензе, например, такое сложно себе представить.

Еще меня вдохновило и затянуло в тему городского благоустройства парковое кольцо — существующая в нашем городе территория и одноименный проект, который мы запустили. Калининград был супер-укрёпленным городом, но потом, из-за того, что к моменту окончания строительства фортификация утратила свое изначальное значение, из всей оборонительной системы сделали зеленое кольцо. В итоге центр города экомобильный: из любой его точки можно дойти до зеленой зоны. Это важный каркас города, который надо оберегать и сохранять. 

Сейчас мой главный канал, через который я доношу свои эко-идеи и информацию о озеленении — это Телеграм-блог «Vladisgreen.edu». В нем я рассказываю о своей работе, об интересных вещах, которые вижу в озеленении городов. Этим я хочу увеличивать насмотренность себя и людей. 

Еще я провожу в Калининграде различные мероприятия. Например, прогулки, на которых я показываю не просто насколько город зелен, а насколько он разнообразно зелен. У нас часто «ботаническая слепота»: мы видим массив, но не замечаем, как много там элементов — например, на клумбе весной может быть до десяти разных цветущих видов. Я акцентирую на этом внимание людей, рассказываю об этих растениях.

Провожу я с коллегами и лекции. Например, этой весной мы изучили правила благоустройства Калининградской области и дали советы по её озеленению представителям учреждений культуры. Еще год назад мы стали вести кружок, где дети могут узнать о растениях чуть больше, чем даётся в школьной программе, и сделать эти знания применимыми в реальной жизни.

Одно из последних наших мероприятий — мастер-класс по обрезке деревьев в Черняховске для сотрудников подрядной организации, которая этим занимается в городе. Мы пытались донести до них мысль: неправильные действия могут привести к смерти зеленых насаждений. Я думал, придут какие-то взрослые дядьки, которые со скепсисом к нам отнесутся, но в итоге я удивился, с каким интересом они нас слушали, сколько вопросов задавали. Меня очень обрадовало, что люди хотят развиваться и лучше делать свою работу. Теперь мы думаем над тем, чтобы развить эту инициативу и регулярно проводить такие мероприятия.

На мой взгляд, гражданское общество — это люди, встроенные в законотворческие процессы, общественный контроль за происходящим в их городах. Важно развивать различные инициативы на местах, потому что их наличие может воспитать поколение людей, которые могут более критично подходить к происходящему, оценивать его со здравым смыслом. И тогда принятые обществом решения о том, как улучшать город, будут логичными не только с точки зрения эстетики, но и окружающей среды.

В моих ближайших планах — запустить подкаст. Мне нравится формат небольших интервью с людьми, которые «вторгаются» в город и делают его лучше: городские активисты, люди, занимающиеся озеленением. Интересно послушать о каждом из них и их вкладе. Так каждый из сможет понять свое место в городе, осознать, что мы сможем сделать для его улучшения.

Надеюсь, я смогу запустить подкаст в следующем году. Для этого я обратился к краудфандингу. Но продвигать свой сбор мне сложно: я стесняюсь просить у людей денег, хотя понимаю, что это окей и это нужно делать. И, наверное, люди захотят меня поддержать, ведь я регулярно получаю отзывы: «продолжай, это очень интересно», «круто видеть, что ты этим занимаешься». Такое нематериальное поощрение моей работы помогает мне не унывать и дальше делать свое дело. Оно порой даже ценнее денег.

Сергей Коптев

cценарист, режиссёр, продюсер, автор кинопроекта «Новое Кино Тольятти»

Я учился на журналиста в Тольяттинском государственном университете и примерно со второго курса начал сотрудничать с разными изданиями нашего города и областными СМИ. Как журналист я освещал разные темы, в том числе театр и новую драму — современную драматургию. Мне кажется, тольяттинская драматургия очень хорошо проявляла себя в этом направлении. Например, у нас был драматург Вадим Леванов, который собрал команду талантливых людей вокруг себя, обучил их писать пьесы, и их работы побеждали на многих международных фестивалях — в том числе в Лондоне, Нью-Йорке.

Потом из театра эти люди перешли в кино — писать сценарии для больших фильмов. Например, тольяттинский драматург Юрий Клавдиев работал для сериала «Школа» Валерии Гай-Германики. Я наблюдал за этими процессами, и все наши талантливые авторы и их работы меня вдохновляли. Я верил, что однажды тоже начну писать сценарии и снимать фильмы.

Я продолжал работать журналистом, а параллельно читал книжки про кино — как писать сценарии, снимать. В 2012 году наступил этап, когда я понял, что в нашей стране «закончилась» журналистика, и я покончил с этой профессией и дал себе обещание, что не буду работать журналистом. В то время я узнал, что через неделю в нашем городе пройдет Фестиваль социального кино. Вместе с моим другом Всеволодом Пласкеевым специально для этого фестиваля мы написали сценарий, нашли команду и сняли за одну неделю короткометражный фильм «На грани» — и нас показали.

Потом нас пригласили на кинофестиваль «Метрополис», который придумал режиссер Александр Сокуров. Там была непередаваемая атмосфера, мы получили колоссальный опыт. Каждый день мы смотрели множество фильмов, участвовали в мастер-классах — всё это очень воодушевило нас. К тому же к тому времени я уже понял, что кино — это наркотик: ты пробуешь однажды и понимаешь, что не можешь остановиться, хочешь снимать еще. Это особые эмоции, адреналин — находиться на съемочной площадке. Мне безумно нравится это ощущение: ты носитель идеи, и люди идут за ней.

В общем, мы решили и дальше снимать фильмы. Причем именно короткий метр — мне он нравится за возможность экспериментировать, пробовать то, что ты не делал раньше. Мы снимаем фильмы в разных жанрах. Я бы назвал наше кино смотрибельным — это не «чернуха» и не мыльная опера, а бодрые фильмы с юмором, драйвом.

Вскоре образовалась наша команда «Новое кино Тольятти» — четыре человека: мы с Всеволодом (авторы фильмов), Елена Бодрова и Наталья Некрасова (исполнительные продюсеры, которые помогают нам реализовывать все наши идеи). Под каждую съемку мы ищем команду: актеров, операторов, композиторов. Мы сами оплачиваем аренду аренду техники и работу некоторых специалистов. Актерам, например, никогда не платим — им ценен опыт съемок у нас для портфолио, и они соглашаются сниматься на безвозмездных началах. Всего за десять лет наша команда сняла девять короткометражек, с которыми многократно попадали на кинофестивали в разных странах: США, ЮАР, Португалии, Италии и многих других. 

Те, кто хочет попасть в индустрию и сделать кино профессией, обычно переезжают в Москву. У нас нет такой цели, поэтому мы продолжаем работать в Тольятти. Нам удобно это делать: здесь мы знаем всё, что нужно, чтобы снять кино, можем легко найти локацию, договориться с любыми актерами из местных театров и другими специалистами. При этом мы улучшаем жизнь в нашем городе, что не менее важно. Мы регулярно проводим показы своих новых картин — либо сами находим площадку, либо нас приглашают на какое-то мероприятие. 

Но ещё больше мы изменили город к лучшему тем, что другие люди, особенно молодежь, видя нашу деятельность, тоже начинают снимать кино. Десять лет назад съемочных команд в Тольятти было намного меньше — мы были одними из первых, кто придумал снимать кино здесь. Сегодня же здесь много кинематографистов: команда «КиноЛэнд» во главе с актрисой Юлей Абрамичевой, которая обучает детей актерскому мастерству и снимает с ними детские фильмы; Центр российского кино, который снял уже два полнометражных фильма и проводит режиссерские и актерские курсы, мастер-классы по написанию сценариев; «AM Films» — тоже активные ребята, которые делают неплохие фильмы, а сейчас запускают проект «Рилс сериал». А местный режиссёр Виталий Уйтманов два года подряд попадал на Кинотавр со своими короткометражками «Рыба» и «Стёпка».

В 2023 году мы сняли два фильма и устроили показ в нашем городе. Пригласили людей, которые интересуются кинематографом, и среди зрителей была Наталья Фазлыева — в то время глава местной киносети «Вега-фильм». Она посмотрела наши ленты и сказала, что впечатлена и хочет показать их в кинотеатрах. Но выпустить в прокат две короткометражки возможности нет — нужен киноальманах, хотя бы пять фильмов.

Мы отсмотрели все наши фильмы и отобрали три картины, которые были взаимосвязаны. А потом специально сняли еще два фильма, чтобы сделать целостную картину и получить проект, который называется «5 сторис» — пять историй одной вселенной. Все события происходят в Тольятти и рассказывают о людях, которые проживают в нашем городе или оказываются в нем.

Чтобы показывать «5 сторис» в кинотеатрах, необходимо получить прокатное удостоверение. А для этого нужно пройти множество разных бюрократических этапов — на все это нужно порядка 40-50 тысяч рублей. Чтобы хотя бы частично покрыть затраты на получение прокатного удостоверение, мы и обратились к краудфандингу.

Я уверен, чтобы крауд-проект стал успешным, нужно обращать на себя внимание: придумывать инфоповоды, рассказывать о своих успехах и планах. Всё это большая работа, на которую нужно много энергии. Мы и раньше хотели обратиться к краудфандингу, но не решались: думали, что потраченное на продвижение сбора время мы лучше проведем, готовя и снимая новый фильм. А сейчас у нас есть время, потому что пока ничего нового снимать не планируем — у нас уже есть готовый фильм, и наша мечта — сделать так, чтобы он шёл в кино в Самарской области, а желательно и по всей стране. 

Мы уже устроили премьерный показ нашего фильма и получили положительные отзывы зрителей. Теперь мы убедились, что наше кино достойно проката, и будем активно продвигать свой сбор. Думаю, краудфандинг — это интересный опыт, в котором стоит попробовать себя. Вдруг у нас получится, и мы и дальше будем так же собирать средства на свои фильмы. 

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.