Первый крауд-портал crowdfunding.de появился в Германии в 2007 году. В будущем именно он стал прототипом для многих современных крауд-платформ. На нём нельзя было устроить собственную кампанию или задонатить деньги, но он давал возможность крауд-энтузиастам узнать друг о друге, объединиться или попросить о помощи. В те же годы появляются и первые сайты типа берлинского betterplace.org для местных и международных организаций, которые хотели организовать сбор.
Классические платформы для краудфандинга, привычные для современных пользователей, появились в Германии в 2011 году: Startnext, VisionBakery, Inkubato, mysherpas и pling. Многие из них не дожили до наших дней. Через несколько лет на немецкий рынок пришли глобальные игроки — такие, как Indiegogo и Kickstarter. Со временем к быстро растущему рынку крауда присоединились крипто-платформы и даже консервативные немецкие банки, что окончательно утвердило в Германии краудфандинг как самостоятельную модель финансирования бизнеса и индивидуальных проектов.
Согласно исследованию 2018 года, 67,4% респондентов в Германии слышали о краудфандинге и 11,9% участвовали финансово в крауд-проекте. Сегодня краудфандинг — важное средство финансирования немецких проектов, артистов и стартапов. В 2023 году в Германии общий объем транзакций на крауд-рынке составил 51,53 миллиона евро. Эта сфера продолжает расти — по оценкам экспертов, к 2027 году общая сумма донатов может увеличиться до 58,84 миллионов евро.
Особенно большую роль краудфандинг играет в Берлине — одном из ключевых хабов для творческих людей не только в Германии, но и во всей Европе. Именно здесь творческому человеку проще найти финансирование и поддержку для своего проекта, и зачастую это происходит именно с помощью крауда.
Несколько экспертов с большим опытом организации крауд-кампаний собрались на встрече берлинского консультационного центра Kreativ Kultur Berlin — «Краудфандинг как многофункциональный инструмент», чтобы рассказать о секретах по продвижению творческого проекта.
Участницы встречи:
Кори Клима — авторка инклюзивной книги «Wir alle im Stadtgewimmel», которая была успешно реализована с помощью краудфандинговой кампании.
Мандана — PR менеджерка проекта «Wir alle im Stadtgewimmel!» в краудфандинговой кампании.
Айлин Феникс — джазовая певица и музыкант, ее мини-альбом (Extended Play) «Berliner Kind» был реализован благодаря краудфандинговой кампании.
Аня Тониг — одна из самых опытных экспертов в области краудфандинга и краудсорсинга, поддержавшая и проконсультировавшая более 360 кампаний, проектов и стартапов, а также проводившая свои собственные кампании.
«Френдли-журнал» сходил на встречу и рассказывает о главных тезисах дискуссии.
Не только финансирование, но и PR
Эксперт в области краудфандинга и краудсорсинга Аня Тонинг поддержала и проконсультировала более 360 кампаний. Она подчеркнула, что краудфандинг — это не только удобный инструмент для финансирования ваших проектов, но и отличный способ для маркетинга и PR. Маркетинг и крауд-кампания идут рука об руку — без хорошей рекламы вряд ли вам удастся собрать нужную сумму денег.
«Это отличный инструмент для организации предварительных продаж. Прекрасный инструмент для PR, связей с общественностью и тестирования рынка, чтобы понять, нравится ли людям вообще то, что мы делаем или собираемся сделать, или нет. Иными словами, продажи всегда играют важную роль в творческом и культурном секторе. И даже не важно, какая тема вашего проекта, это актуально абсолютно для всех. Краудфандинг — это инструмент устойчивого развития», — пояснила эксперт.
Хорошо спланированная PR-стратегия является главным драйвером успеха крауд-проекта: она помогает дотянуться до максимального числа доноров, дает больше информации о вас и вашем творчестве, что повышает прозрачность сбора и доверие к вам, а также дает возможность продвинуть ваш проект на максимальном числе площадок.
Как организовать грамотную PR-кампанию своими силами, читайте здесь. Также PR-менеджер Ирина Посредникова рассказывает об основных принципах продвижения проектов.
Всегда отдавайте что-то взамен
Все эксперты сошлись, что одна из лучших форм для творческих проектов — краудфандинг, основанный на вознаграждении, когда поддержавшие проект люди получают что-то взамен, будь то эксклюзивный доступ к готовому продукту после окончания проекта или какой-либо подарок. «Это, на мой взгляд, лучший способ мотивировать людей поддержать ваш проект», — заметила Тонинг.
Джазовая певица, музыкант Айлин Феникс, которая профинансировала свой новый EP за счет крауд-кампании, считает, что обмен между артистом и донорами обеспечивает здоровые отношения между ними.
«Те, кто жертвует мне деньги, оказывают мне большое доверие, и я хочу показать, что я это очень ценю. Это своеобразная форма лояльности, которая устанавливает прочную связь между вами и слушателями. Это чувство отдачи помогает перевернуть жизнь. И для меня лично знать то, что я что-то отдаю людям, которые в меня поверили», — заметила она.
Феникс пояснила, что она активно переписывается со своими донорами по электронной почте. Певица постоянно рассказывает им о проделанной работе и времени реализации проекта. Когда она только начала крауд-кампанию ей сильно помешал ковид, а затем и беременность, поэтому она постоянно информировала своих доноров и детально объясняла, почему проект занимает больше времени.
Специалист по связям с общественностью Мандана, организовавшая крауд-кампанию для инклюзивной книги для детей «Мы все в городской суете!», подчеркнула, что варианты «отдачи» могут быть разными. Например, во время кампании Мандана разослала донорам разный мерч, созданный к выходу книги, чтобы люди не забывали о проекте и знали: об их вкладе никто не забыл.
Планируйте всё тщательно
Как отметила Айлин Феникс, если ваш проект не совсем маленький, он в любом случае потребует тщательной подготовки и планирования. Нельзя начинать крауд-кампанию, не продумав этапы вашего проекта. Это приводит к срыву сроков и подрыву доверия доноров. По словам Феникс, подготовка к ее крауд-кампании заняла полгода. Она включила сбор команды, анализ рынка и ключевой аудитории, планирование этапов финансирования и записи альбома, а также разработку стиля кампании.
«Честно говоря, мне показалось, что это очень трудоемкая работа, особенно когда смотришь на неё в ретроспективе. Очень важно ставить реальные сроки и уметь делать перерывы, потому что сделать всё гладко и быстро довольно сложно, и надо быть к этому готовым. При плохой подготовке проект проваливается — я бы даже сказала, что он обречен на провал… Так что вся эта история большая и длинная, и именно поэтому, особенно перед началом краудфандинга, планируйте перерывы в подготовке заранее».
В то же время автор концепции книги «Мы все в городской суете!» Кори Клима отметила: в подготовке вам может помочь лояльная команда — чаще всего творческому человеку тяжело справиться со всем самому.
«Одна я бы точно не справилась! В кампании было так много организационных, бюрократических деталей, которые меня лично раздражали. Вместе с командой мы смогли координировать наши действия, обмениваться идеями, найти иллюстратора, которая без предоплаты сделала для книги замечательные иллюстрации и помогла с мерчендайзингом».
Клима также посоветовала опираться на друзей и лояльных людей, поэтому перед началом проекта стоит оценить, кто есть в вашем окружении и что они могли бы вам предложить.
Не бойтесь быть надоедливым
Тонинг заметила, что распространенная ошибка многих крауд-проекотв — это затягивание сроков. В идеале кампания не должен занимать более шести месяцев. Увы, часто в планы вмешиваются внешние обстоятельства и реализация проекта затягивается. Это может вызвать раздражение у доноров, но решение этой проблемы, по словам эксперта, довольно простое — нужно не бояться общаться с людьми.
«Если вы поддерживаете связь с донорами и объясняете, почему произошли задержки в осуществлении проекта, обычно все вас понимают. Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы кто-то не выразил понимания. Я сама лично поддержала около 100 проектов, это довольно дорогое удовольствие, и по некоторым из них я до сих пор жду результатов, хотя поддержала их 3-4 года назад. Это не самая приятная ситуация».
Эксперт отметила, что если некоторые люди захотели поддержать вас, но так этого и не сделали, не стоит стесняться напомнить о себе. «И если вам не ответили, напишите им снова. Это определенно того стоит. Просто одного звонка, сообщения или письма обычно недостаточно».
Клима полностью согласна с Тонинг. По её словам, для успешной кампании нужно преодолеть в себе неловкость и чувство стыда и не бояться быть надоедливым. «У меня поначалу тоже было это чувство, для меня это была экстремальная ситуация. Но я понимала, что люди, которые не ответили на моё третье письмо, делают это не специально. Они могли просто забыть. У меня даже были друзья, которые говорили мне, что задонатят на мой проект, а потом ничего не делали. Я напоминала им снова и снова — и вот после пятого напоминания мне переводят 600 евро! Это работает».
Тонинг при этом отметила, что в подобных ситуациях не боится быть прямолинейной: «Я сразу говорю напрямую: “Я понимаю, что это мое третье сообщение, но это очень важный для меня проект, и поэтому я пишу вам”. Возьмите эту тактику на вооружение. Да, многих это может раздражать, но для вас это дело вашей жизни. Важно помнить об этом».
Рассказываем в нашей статье о том, как правильно просить о поддержке и рассказывать друзьям о своём проекте.
Будьте честны со своей аудиторией
По словам экспертов, один из действенных способов прорекламировать вашу кампанию — создать видеообращение, в котором вы могли бы кратко и ярко описать цель вашего проекта. Но это видео должно быть максимально правдоподобным и частным.
«Я думаю, зрителям должна быть понятна идейная и стилистическая связь видео и проекта. Потому что если у вас, например, какой-то скромный инклюзивный проект, а потом вы делаете HD видео-ролик с крутым продакшеном, это выглядит немного странно. Необязательно тратить огромные суммы на продвижение. Главное: быть аутентичным и помнить, зачем вы вообще начали свой проект».
Также Кори Клима добавила, что видео не должно быть очень длинным: 2,5-3 минуты — идеальная длина ролика, чтобы донести свою цель и не запутать зрителя.
Феникс уточнила: если для вашего проекта подходит видео с профессиональной командой, не стоит этого бояться. Для поддержания своей крауд-кампании она вложилась в один день профессиональных съемок. В итоге у неё получился легкий комедийный ролик, в котором она показала зрителям свою индивидуальность и не побоялась быть смешной.
«Я даже не думала, что у меня получится такое забавное видео! Я просто рассказывала о своей повседневной жизни как профессионального музыканта, а в итоге это нашло отклик у сотен людей».
Подытоживая, все эксперты сошлись, что крауд-кампанией действительно нужно «гореть», чтобы довести ее до конца. Она требует огромного вложения времени, а главное — терпения. Не стоит забывать, что вы — и сердце, и мозг вашего проекта, поэтому если в вас достаточно энергии и драйва, чтобы довести свою идею до конца, вы сможете заразить своей страстью всех окружающих.