Френдли.Колонки

Простая математика пиара

Всем привет! Меня зовут Ира Посредникова. Вот уже пятнадцать лет я занимаюсь пиаром различных культурных и образовательных проектов.

Из них — десять лет на позиции пиар-менеджера Гёте-Института. Сначала в Новосибирске, потом в Москве — там мне нужно было рассказывать и привлекать внимание к концертам, выставкам и фильмам малоизвестных в России художников, режиссеров, музыкантов из Германии.

Я никогда не училась пиару, по образованию я — математик. Каждый рабочий день передо мной вставала задачка: как достучаться до небес до вас — то есть, до зрителей или слушателей. Достучаться и привлечь к массе неизвестного и неизведанного. 

Похоже, тогда мой мозг бурлил примерно так же, как на учебных семинарах и лекциях. И математический опыт оказался совсем не лишним! Например, работая пиар-менеджером, я в совершенстве овладела теорией графов. Граф – это множество точек, которые соединяются множеством линий. Так и я — соединяла в уме расставленные повсюду точки самыми разными линиями. 

Например, к нам приезжает писатель, но знают его единицы. Я не берусь делать встречу с ним в библиотеке— мы встретимся в баре для новосибирских интеллектуалов «Бродячая собака». Представьте! Гости приходят выпить пивка, а тут — писатель из Мюнхена!

Или, например, фильмы о Берлине. Зачем их показывать в кинотеатре? Лучше посмотрим кино в баре с самым берлинским вайбом! (Ах, ностальгия, бар Untitled!) 

Коммуникация 24/7

В Москве — городе, где ежедневно проходит просто невероятное количество мероприятий — борьба за зрителей и гостей особенно высока. По сути ты становишься не пиар-менеджером, а настоящим продажником. И точек и линий становится в разы больше.

Что спасает? Только кооперации и коллаборации с партнерами. И коммуникация 24 на 7.

Не всегда эта коммуникация приятна. Да, я была тем самым Цербером, который следит за тем, чтобы логотип стоял на месте на всех рекламных материалах – флаерах, баннерах, плакатах, а имя нашей организации везде было указана. 

Но самая большая проблема пиар-менеджера скрывается буквально под самым носом — в офисе! Да, именно твои коллеги, проект-менеджеры и прочие милейшие люди, что денно и нощно бегают, стучат по клавиатурам ноутбуков, звонят, сидят допоздна в кабинетах, пьют кофе, курят…

А потом приходят к тебе и сообщают, что они придумали что-то эдакое, что случится буквально через ТРИ ДНЯ!

Так вот — если вы придумали что-то гениальное, а информация об этом находится только у вас в голове, это совсем не означает, что АВТОМАТИЧЕСКИ каким-то чудом об этом узнают все вокруг и сразу же придут. Это так не работает! 

Во всех делах нужна прозрачность и своевременная коммуникация! В первую очередь, в команде. 

И нет, пост в личном аккаунте фейсбука, если что, тоже не спасает и не помогает. Хотя ценности таких публикаций никто не отменяет. Именно поэтому я регулярно и настойчиво напоминала своим коллегам о себе, постоянно пила с ними кофе, чай, вино и даже делала вид, что я курю, чтобы узнавать чем же они сейчас там занимаются. 

Творчество и нестандартные подходы

Иногда проекты бывают такие сложные, что даже если заранее о них узнаешь, успешное продвижение не гарантировано. И тут спасает креативность! 

Например, показ фильмов режиссера Харуна Фароки. Кто это? Его знают только синефилы, но нам же надо показать его в Третьяковской Галерее! Мы спасли проект просветительским воркшопом, где вместе с экспертами объясняли, как же смотреть такие фильмы. Ещё одной фишкой было грамотное сочетание участников-экспертов — нужно привлекать к проекту и событию тех, и на чье имя придут точно. 

Например, наш фестиваль «Немецкий в кубе» в Эрмитаже, где о немецком кино говорил Антон Долин, в дуэте с немецкой поэтессой выступала Вера Полозкова, а Артемий Троицкий рассказывал о музыке. В итоге за два дня фестиваль посетило порядка восемнадцати тысяч человек.

Кстати, отсюда лайфхак. Проводить мероприятия с известными личностями нам подсказали коллеги из дружественного пиар-агентства. И это был совет от людей, которые никак не были не связаны с немецкой культурой. Поэтому, чтобы не закисать «в собственном соку» — обязательно привлекайте людей со стороны, с незамыленным взглядом. 

Следующий момент, о котором многие забывают — пост-истории. Менеджеры, не успев завершить проект, приступали к новому. А для пиарщика всё ещё продолжается – нужно поблагодарить всех партнеров, выложить фотографии в социальные сети, отправить пост-релиз, а если этого требует мероприятие, то и собрать анкеты обратной связи, отправка материалов. В итоге получается ещё один проект в проекте. Но поблагодарить участников, гостей и экспертов — это МЕГА важно! 

Любимая работа и неожиданные открытия

В 2019 году  я ушла на фриланс — и чтобы найти работу, надо было пиарить уже себя. Нужно было четко и честно рассказывать, что я могу, умею и чем занимаюсь.

Вместе с моей подругой Катей мы придумали мини-пиар агентство Zack Zack Zack ( с немецкого переводится как «Быстро-быстро-быстро»), ходили на встречи с посольствами и рассказывали о себе и о наших проектах.

Мы доказывали, что пиар важен, говорить о проектах надо — но денег в бюджете, как правило, на это не предусмотрено. Мы объясняли, что реклама — это за деньги, а пиар — это про любовь. Правда, Катя меня попросила так не говорить, чтобы не сложилось ощущения, что мы готовы работать бесплатно. Но эффект был обратный. Мы приступали к работе, и все понимали, что пиар — это работа, ей надо просто заниматься и делать. Долго, усердно и постоянно! 

И здесь мы проявляли настоящий креатив: записывали подкаст и делали смешной квиз по творчеству швейцарского актера Бруно Ганца (он вам известен из фильмов «Небо над Берлином»  и «Бункер», а посмотрите с ним ранние работы), выпустили лекцию с Александром Генисом про творчество швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта к его 100-летию, сходили на все его постановки в Москве и стали поклонниками пьесы «Визит дамы», перечитывали Homo Faber и «Назову себя Гантенбайн» для продвижения фильмов по произведениям Макса Фриша — уже к его 110-летию. Еще был фестиваль детского и молодежного кино «Синемобиль». К нему мы тоже записывали подкаст — для этого мы посмотрели все фильмы фестиваля, и обнаружили, что «детское кино» в Германии и «семейное кино — это разные жанры. Да, «детское кино»  — отдельный и процветающий жанр в немецкой киноиндустрии, и в подкасте мы как раз искали его отличия от так называемого голливудского «семейного кино», копались в литературных источниках и выясняли, что отличает образ ребенка в немецком кинематографе.

А, например, в работе с польским культурным центром мы открыли для себя режиссера Януша Маевского. Не могли нарадоваться, что смогли посмотреть его Отель «Пацифик», или они же «Заколдованные столики». А ещё благодаря сотрудничеству с поляками мы смогли погрузиться в атмосферу настоящего польского Рождества. По традиции на рождественском столе должно быть двенадцать блюд, по числу апостолов. Например, кутья — каша из толчёной пшеницы, приправленная мёдом, орехами и изюмом. Польский борщ, вареники с картошкой, капустой, мачка — подлива к вареникам из сушеных грибов, обжаренной муки и небольшого количества сметаны. Запечённый карп или щука. Узвар — компот из сухофруктов. Пирожки, кулебяки, тушёная капуста, голубцы из тёртой картошки. И самое важное — оплатки! Небольшие тоненькие пластинки из белого пресного теста, которыми члены семьи делятся перед началом ужина, разламывая на несколько частей.

Мои пиар-коллеги в день пиарщика 27 июня пишут смешные посты «про нас же так и думают, что мы ничего не делаем, только тусим и пьём на фуршетах». Или — «люблю свою работу за то, что никто из моего окружения не понимает, что я делаю; все считают, что я просто отвечаю на письма и даже обезьяна справится с этой работой». 

Точно! За это мы и любим свою работу — никто не понимает, что мы делаем.

Сейчас я живу в Берлине и продолжаю заниматься пиаром медиа и творческих проектов. Один из них — сервис Френдли. И мне кажется, все боли и отчаяния пиар-менеджера в моем лице могут разделить со мной авторы нашего сервиса.

Практически всю мою 15 летнюю жизнь пиар-менеджера и мой опыт я вместе с журналисткой Томой Ходовой отразила в статье — «Почему мне никто не донатит? 10 советов, как просить о поддержке».

Я уверена — в этом тексте мы не доказываем теоремы, а приводим аксиомы. А их, как вы знаете со школы, не надо доказывать. Поэтому берите приведенное за очевидное и не набивайте шишек. Я набила их за вас. Это — мой опыт, и я делюсь им с вами.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности