Я писатель, редактор и журналист — так что идея о запуске литературного медиа была скорее ожидаема.
Что не менее важно, я очень люблю сериал «Клан Сопрано» — и многому научилась у босса мафии Тони. Например, идти напролом.
Наглость начать
До запуска проекта я успела поработать шеф-редактором спецпроектов в общественно-политическом СМИ, заглянуть в маркетинг и отредактировать сколько-то книг. То есть я училась чувствовать будущую аудиторию «Фальтера» на разных уровнях. Кроме того, я всегда любила кухонные разговоры о литературе — искренние, страстные.
По этой причине «Фальтер» я запускала как свободолюбивое медиа ровно с такими вайбами. Слоган родился как бы сам собой: «Андеграунд, которого вы не просили». «Фальтер» — по-немецки «мотылек» (мы стремимся к свету), а по-английски «колебаться» (мы запустились во дни сомнений), тут уж пусть каждый выбирает, что нравится.
Мы решили, что хотим совмещать разговор о книгах и людях: готовить полезные материалы для писателей и читателей, брать душевные интервью у лидеров мнений, придумывать мемы — и конечно, публиковать художественные тексты.
Так примерно и вышло. К изначальной концепции добавилась лишь новостная повестка — поскольку в литературном мире сейчас очень много всего: новые законы, мероприятия, опен-коллы.
Ну а еще мы просто стильные, как нам часто говорят. Мы внимательны к визуалу не только из-за любви к красоте. Нам хочется создать привлекательный образ литературы.
Мы умеем делать и красивые видео. Вот примеры: раз и два. Мне нравится мыслить шире, поскольку я считаю, что зачастую текст — это в том числе и контекст, который его окружает.
При этом мы стали частью некоего течения. В этот же период появились и издательство «Да», и книжное медиа «Билли», и многие другие.
Оглядываясь назад, убеждаюсь: иногда надо просто брать и делать — хотя бы по приколу, как это изначально было у меня.
Привлечение аудитории
Бренд мы запускали с нуля, без громких имен и рекламного бюджета. Ниша при этом специфическая, сложная.
Первым делом я опубликовала пост у себя в соцсетях: рассказала, что решила запустить игривое медиа и провести опен-колл для авторов.
Реакция вышла даже более благодарной, чем я ожидала — возможно, потому, что у меня была правильная аудитория: редакторы, авторы и другие представители рынка. К тому же писатели всегда ищут опции для публикации.
Начинали мы с телеграм-канала, и вот главные вещи, которые нам помогли:
- Внятное позиционирование. Мы четко описали, кто мы и про что мы. Без витиеватости. Средний пользователь изучает такие тексты по диагонали — есть несколько секунд, чтобы его зацепить.
- Навык быть юзер-френдли. Проставили закреп, био, все ссылки в нужных местах.
- Проактивность. На старте я ходила по знакомым блогерам и экспертам, для которых упоминание нашего канала было в тему. Со временем без всяких просьб мы заслужили упоминания в СМИ — но именно эта поддержка в начале помогла нам дожить до таких времен.
- Дружба с другими брендами. Для коллабораций нужен ресурс, но они стали очень важным вложением и в нашу репутацию, и в нашу медийность. Например, писательские школы присылают нам тексты на рассмотрение, а также зовут выступать на их мероприятиях.
- Эмпатия. Мы выбрали дружелюбную интонацию. Поддерживаем диалог с аудиторией, реагируем на комменты. Стараемся быть, а не казаться симпатичными ребятами, которым можно доверять.
Доверие в команде
«Фальтер» — итог усилий всей редакции. Это уже давно не только мой проект. Так или иначе в его жизни поучаствовало около 20 человек: всех и не перечислишь в этом материале. А если упоминать выборочно, получится несправедливо. Короче, я очень благодарна каждому и на всех этапах.
У нас работают профессиональные редакторы, журналисты, критики, фоторедактор, дизайнер, видеомонтажеры, продюсеры инфопродуктов.
К нам регулярно просятся новые люди: за лето получила три резюме. Нередко это серьезные профессионалы — что для меня показатель нашей зрелости.
В редакции очень здоровая атмосфера, на мой вкус. Мы дружим, проводим планерки в барах, бессмысленно флудим в общем чате и так далее. Токсичности — по нулям.
Я стараюсь уточнять, комфортно ли людям, могу ли я улучшить условия их работы и так далее. Мне важно показать свою благодарность.
Расставания, увы, тоже случаются. Это грустно, но нормально, я была готова к этому сразу и отношусь как к рабочему моменту. Мэтч бывает не всегда, а еще проект может наскучить — так бывает.
Народное медиа
Один читатель сказал, что мы — народное медиа. Это было приятно: очень хотелось избежать ассоциаций с высоколобой закрытой институцией. Наш интерес к интеллектуальной литературе, считаю, никак не спорит с этим — можно быть неглупым человеком и при этом изи чуваком.
Год назад мы встретились с читателями в петербургском баре. Собрали полный зал, рассказали о работе медиа, жестко шутили и по итогу получили очень теплый фидбэк — хотелось бы продолжать подобные встречи и офлайн, и онлайн.
Еще одно серьезное достижение прошлого года — литмастерская «Сходка»: на протяжении месяца в библиотеке «Охта-8» мы обсуждали тексты участников в формате писательского семинара. Периодически к нам заходила местная кошка Фрося, что добавляло шарма.
И конечно, очень большая часть нашей работы — опен-коллы для прозаиков и поэтов. Тексты смотрят несколько человек, чтобы выбор был максимально объективным. С победителями работают наши литредакторы.
Думаю, во многом благодаря лояльности аудитории нас стали замечать известные бренды и предлагать сотрудничество. Сейчас среди наших друзей — Creative Writing School, школа текстов «Мне есть что сказать», бюро «Литагенты существуют» и редакторское бюро Марии Головей.
В этом году к нам начали приходить серьезные ребята и из внелитературного поля. Например, недавно постучались онлайн-кинотеатр и айти-компания.
Не фичи, а баги
Для нас «Фальтер» — это все еще работа после работы и набивание шишек. Факапы тут неизбежны — но важнее то, как мы стараемся нивелировать эффект.
Главная беда: мы бываем медлительными. Например, недавно я заболела, и по этой причине нам пришлось отложить работу с авторами-победителями (я отвечала за организацию процесса). Мы заранее предупредили всех о задержке в телеграм-канале, а сейчас я пишу каждому личное извинение. Надо сказать, что в ответ получаю много понимания и благодарности за проект.
Такие проблемы — следствие того, что на мне завязано слишком много процессов. Людей и дел все больше, а я одна. Пытаюсь адаптироваться — не всегда успешно. Разговоры о важности делегирования все же больше актуальны для ситуаций, когда речь идет об основной работе. Я пытаюсь соблюдать хрупкий баланс и не перегружать людей.
Нам также нужно уделять больше внимания некоторым рубрикам. Очевидно, что в подобных условиях все время приходится расставлять приоритеты: что-то не успеваешь физически. К слову, сейчас мы хотим наладить процесс с критикой, выпускать ее чаще. Я набросала идеи — будем тестить.
Деньги и их отсутствие
Каждый день я мечтаю получить по почте письмо в духе: «Привет, я очень богатый чел. Держите лям за то, какие вы классные».
Пока не получила, но довольно трогательно, что самый крупный донат в истории нам перевел молодой человек одной из сотрудниц.
Если серьезно, донаты, в том числе на «Френдли», позволили мне два года раздавать людям маленькие гонорары. Все замечательные вещи, которые я описала выше, стали возможны во многом благодаря поддержке аудитории.
Мы ведь были готовы закрыться в любой момент. Просто придумали что-то для фана, еще не зная, как аудитория отреагирует на наши идеи, тестировали их на ходу, наблюдали, что происходит в мире целом. И вышла вот такая медиаимперия на коленке.
Но этот легкомысленный подход — изначально скорее верный — превратился в наше ограничение для развития. Ряд способов заработка упирается в законы, налоги и так далее. Грамотный фандрайзинг, гранты — зачастую тоже. Это серьезные обязательства и отчетность.
Стараемся улучшать положение дел. Мы запустили первый платный продукт — услуги редакторов — и хотим анонсировать еще продукты. Постепенно учимся рассматривать проект как реальную работу, а не просто социально значимый приколдес. Но безусловно, донаты останутся для нас абсолютным спасением.
Итоги
Хочется расти дальше и стать мощнее во всех отношениях. Планируем также видеоподкаст. Безусловно, в такие времена прогнозы делать сложно — но хотя бы помечтаем.
Главный совет, который могу дать таким как я: прокачивать силу духа и почаще шутить. В одном из рабочих чатиков у нас закреплен стикер «Добро пожаловать в нашу лечебницу» — юмор недобрый, но помогает.
За два года я научилась бороться с предпринимательскими эмоциональными качелями и продолжать работу из глуповатого упрямства. Всякий раз, когда я выгорала, меня спасала награда за усилия: классное партнерство, добрый фидбэк, крупный донат.
Думаю, важная причина, по которой не случилось много замечательных проектов — неготовность людей к тому, что свое дело тоже может свести с ума. Оно, пожалуй, справится с такой задачей даже более успешно, чем работа по найму.
Любимым делом тоже порой не хочется заниматься, а еще тебя постоянно оценивают другие. Приходится принимать порой очень сложные решения. И всегда оставаться гибким, чтобы превращать очередную проблему в новый поворот для развития.
Когда совсем тяжело, я беру паузу, чтобы подумать и позаботиться о себе. Прекрасно знаю, что такое депрессия и подобные хрупкие состояния.
Не так давно — первым делом по личным причинам, но оказалось актуально и здесь — я прошла диалектическую поведенческую терапию, посвященную контролю эмоций. Там я познакомилась с концепцией «мудрого разума» — состояния, в котором ты учитываешь и рациональное, и эмоциональное, чтобы принять наилучшее решение.
Мне кажется, что работа над культурным проектом должна быть устроена именно так. Вкладывать душу и оставаться прагматичным — вот идеальный баланс.