Подкасты по-прежнему набирают всё большую популярность. Сегодня в мире выходит около 5 миллионов подкастов более чем на 150 языках — и их слушают порядка 455 миллионов человек. При этом активный рост индустрии пришелся именно на последние годы: с 2019 аудитория подкастов в мире ежегодно увеличивалась на десятки миллионов. К 2024 году, по прогнозам, у подкастов будет уже больше полумиллиарда слушателей.
Ситуация в России не отличается от общемировой: за последние годы интерес к подкастам в поиске Яндекса вырос в четыре раза. А слушатели аудиошоу исчисляются десятками миллионов: например, в 2020 году свыше 16 миллионов жителей больших городов запускали подкасты хотя бы раз в месяц. В том же году был огромный рост количества выпускаемых подкастов: на 2021 год в каталоге Яндекс.Музыки 11,5 тысячи подкастов, и почти половина из них — пять тысяч — запустились именно в 2020 году.
Как создается подкаст
Создание любого подкаста можно разделить на три этапа:
1) препродакшн: разработка идеи, подготовка сценария, поиск гостя/спикера,
2) продакшн: запись и монтаж материала,
3) продвижение: пиар и реклама выпуска.
Препродакшн
Первый этап может занимать от нескольких часов до дней: здесь все зависит от формата и специфики подкаста. Немного упрощая, можно выделить два основных жанра: нарративные (один или несколько человек что-то рассказывает слушателям) и разговорные (диалог двух или нескольких людей) подкасты.
Для нарративного подкаста создатели практически всегда готовят подробный сценарий: ищут и проверяют информацию, структурируют ее. Многие авторы подкастов такого жанра признаются, что этап предпродакшна наиболее сложный и трудозатратный для них.
«Каждый выпуск первого сезона я делал от трех до восьми часов, — вспоминает Георгий Лисицин, автор подкаста «Земля на связи». — Больше всего времени занимал поиск информации. Затем приходилось проверять буквально все: каждое высказывание, дату, факт из биографии. Потом написание сценария — оно занимало часа полтора-два. Этот процесс самый непростой: важно, чтобы та картина, которая складывается у меня в голове, сложилась и у слушателя. А для этого надо не забыть множество деталей».
Автор подкастов «Жена художника» и «Видеть и верить» Ася Большова рассказывает, что работа над текстом для неё — самый энергозатратный процесс. Сценарии для четырех эпизодов автор писала месяц, потому что для каждого выпуска было необходимо целое исследование: «Мне кажется, ценность моих подкастов в том, что под ними есть какой-то рисёрч, — рассказывает Ася Большова. — Обычно всё проходит так: я собираю литературу, распечатываю миллион листов, вырезаю из них интересные моменты и сцены, раскладываю это всё на полу — и начинаю перекладывать в том порядке, как, мне кажется, будет интереснее».
При подготовке разговорного подкаста тоже может быть необходима длительная подготовка — более обстоятельная, чем обсуждение примерных тем будущего разговора. Например, ведущие подкаста «Закладка» обсуждают книги, и к записи каждого выпуска им необходимо успеть прочитать новое произведение — это может занимать от десяти до тридцати часов. А затем авторам подкаста необходимо подготовить план — и это часто тоже может занять целый рабочий день: «У нас есть разные рубрики, которые повторяются из выпуска в выпуск — например, «Ужасные отзывы» — мы находим самые странные рецензии в интернете и зачитываем их, — рассказывает один из авторов подкаста Владимир Еремин. — Моя задача — найти такие отзывы, и порой это не так-то просто. Другая рубрика — «Книга мемов»: мы обсуждаем, какие мемы лучше всего помогают понять книгу. Вспомнить и придумать это тоже бывает нелегко».
Продакшн
Второй этап, продакшн, может организовываться по-разному. Кто-то справляется и с записью, монтажом и саунддизайном своими силами. Некоторые подкастеры записываются в специальной программе, которую самостоятельно освоили (например, авторы подкастов «КритМышь» и «Жена художника» записывается в Audacity), а кто-то пишется и без нее (ведущий «Земля на связи» пишет себя на микрофон смартфона, а диалог с гостем — прямо в Zoom, с помощью гарнитуры ноутбука). Другие подкастеры предпочитают записываться на студии. В этом случае они ищут её, договариваются о дате записи и арендуют студию на определенный срок. Например, так поступает команда «Закладки» — запись у них длится полтора часов.
Самостоятельный монтаж обычно занимает целый рабочий день, то есть от восьми до двенадцати часов. Например, Ася Большова рассказывает, что на монтаж одного эпизода своего подкаста в 15-20 минут у нее уходило два-три вечера (с 18-19 и до 23 часов). А автор подкаста «КритМышь» Александр Головин говорит, что выделяет на монтаж отдельный день, и это занимает, как правило, все рабочее время (около восьми часов). Многие из тех, кто готовит к выпуску подкаст самостоятельно говорят, что это непросто. Так, команда подкаста «Животные в студии» признается, что монтаж занимает много времени и именно этот этап называют самым сложным, а авторы подкаста «Баба-ягодка» называют монтаж «смысловым», и подчеркивают, что для них это также самый трудоемкий и ресурсозатратный процесс.
Другие подкастеры предпочитают поручать монтаж выпусков специалисту со стороны. Но и здесь, как правило, необходимо личное участие авторов подкаста: коммуникация с монтажером, написание ему ТЗ, внесение правок: «После записи на студии наш подкаст монтирует профессиональный монтажер. В работе у него много проектов, поэтому обычно это занимает недели полторы. Потом мы отслушиваем сделанное им и при необходимости даем обратную связь, просим внести правки — это занимает ещё день», — рассказывает ведущий подкаста «Закладка» Владимир Еремин.
Наконец, остаётся ещё саунддизайн — это музыкальное оформление подкаста, обычно включающее в себя перебивки и джинглы. Все материалы должны быть авторскими, чужие произведения нельзя использовать, чтобы не нарушать ничьи права. Обычно подкастеры заказывают джинглы у саунддизайнеров, звукорежиссеров и битмейкеров — либо покупают уже готовые файлы в магазине джинглов. Обычно подобные материалы достаточно оплатить один раз. Например, создатель «КритМышь» специально заказал музыкальное оформления у композитора при запуске своего подкаста.
Постпродакшн
Финальный этап работы над подкастом — его публикация и распространение. Постпродакшн также может занимать несколько часов. Например, у команды подкаста «А я томат» это происходит так: залить на платформу, выложить в соцсети, подготовить иллюстрации и сделать репосты — итого около двух часов.
Продвижение подкаста для некоторых авторов может быть опционально, так как у них уже есть сформировавшийся лояльный круг слушателей. Например, подкаст «Закладка» возник благодаря книжному клубу, участниками которого были сами авторы. Посетители книжного клуба (400-500 человек) и стали основной аудиторией подкаста: выпуски публикуются в общем чате, где они все состоят.
У других авторов просто нет стремления выйти на широкую аудиторию — подчас это невозможно из-за специфичности, узости темы. Некоторые подкастеры изначально задают чёткие рамки — например, говорят об определенном явлении в пределах одной страны. Так, подкаст «Покалигарим» посвящен исключительно немецкому кино.
Другие подкастеры занимаются продвижением, посвящая этому какое-то время на регулярной основе. Самый простой, и одновременно самый сложный способ здесь —, рассказывать о подкасте друзьям, распространять его среди знакомых и в тематических группах, сообществах. «Я думаю, что продвижением можно заниматься примерно всегда, — рассказывает автор подкастов “Жена художника” и “Видеть и верить” Ася Большова. — Например, когда я вижу в Instagram у знакомых посты по теме, я пишу им: а вот у меня есть подкаст про жену Матисса — она вот на этой картине из Эрмитажа, напротив которой ты фотографируешься».
Другой способ — регулярно мотивировать слушателей подписаться на поддержку подкастера на донорской платформе, придумывать различные бонусы и награды для подписчиков — так делает автор «КритМышь» Александр Головин.
Возможно также периодически делать партнерские подкасты — выпуски, созданные совместно с рекламодателем. Это может удачно вписываться в общую концепцию подкаста и быть полезным материалом для слушателей. Например, такой выпуск однажды делала автор «Выросли, стали» Анастасия Егорова: «Ко мне периодически приходят предложения о партнерском материале, но я сотрудничаю не со всеми — отбираю тех, кто действительно интересен мне и моим слушателям. Если я соглашаюсь создать партнерский материал, то мы заключаем с компанией-рекламодателем договор и пишем подкаст. В моем случае (у меня подкаст про людей разных профессий и их карьерные пути) это круто сработало: мы раскрыли ценности компании, показали, какая у них корпоративная структура и какие специалисты стоят за этим брендом».
В продвижении также есть немало сложностей, и некоторые подкастеры говорят, что эта часть наиболее затруднительная для них. Непросто найти партнеров, сообщества и подкасты со схожей аудитории, договориться о взаимной поддержке. Все это также может требовать много времени, а зачастую — и денег. «Нам сложнее всего продвигать подкаст. Потому что продакшн и так занимает все свободное время, и уже не остается ресурсов на продвижение, — говорят авторы подкаста «Паб книжных баб».
В целом всю работу от разработки идеи выпуска до его публикации подкастеры делают в среднем за один-четыре дня — если не случается каких-то форс-мажоров. Например, у авторов подкаста «Судьбы» записи героев занимают два часа; монтаж — пять-шесть часов; графика, текст, публикация — один час (в сумме — восемь-девять часов). У создателя «КритМышь»: дня два — подготовка, включающая поиск гостя, переговоры с ним, написание сценария, один — запись, ещё один — монтаж; параллельно также идёт работа по продвижению и переговоры с рекламодателями (если, конечно, есть предложения от них). Итого — четыре рабочих дня.
Какие траты будут и как их покрыть
Расходы на производство подкастов сложно оценить заранее: могут возникнуть неожиданные траты, и стоимость разных услуг часто оказывается выше предполагаемого. Но мы попробуем проанализировать все издержки на примерах разных авторов, чтобы создать хотя бы приблизительные ориентиры для тех, кто хотел бы запустить свой подкаст.
Обычно идея проекта рождается у человека или группы людей, объединенных каким-то общим интересом. Нередко именно таким составом они и запускают своё «детище», стараясь обходиться своими силами на всех трех этапах. Например, автор подкаста «Выросли, стали» Анастасия Егорова делает его в паре со своим мужем Александром Егоровым. Он монтирует выпуск, делает джинглы, оформляет выпуск и заливает его на хостинг, а Анастасия занимается препродакшном, ищет гостей, готовит сценарий, ведет подкаст и продвигает его — в итоге команда не вкладывает в производство ни рубля. Так же поступают и авторы подкаста «А я томат»: «Из-за отсутствия как такого финансирования мы и ведущие, и монтажеры, и smm-менджеры, и сценаристы, и дизайнеры. То есть мы все от начала до конца делаем сами». А, например, над созданием каждого из подкастов «Судьбы» и «КритМышь» работает и вовсе один человек — автор идеи.
Другие же подкастеры на этапе продакшна сразу прибегают к помощи стороннего специалиста и оплачивают его работу. Многих на это мотивирует гарантия качества и недостаток времени. Не все авторы умеют сами работать в монтажных программах и не всегда есть возможность оперативно научиться этому, а специалист должен сделать всё хорошо. Но здесь есть и «подводные камни» — человек со стороны не знает изначальной задумки и не всегда правильно может понять объяснение автора. А значит, монтаж, возможно, надо будет переделывать. Стоит также учесть, что потратить время автору все равно придётся — на всех этапах работы монтажера нужна включенность создателя подкаста, о которой говорилось выше: составление ТЗ, внесение правок и т.д.
Подкаст «Электричка в Выборг» готовит и записывает его автор, и только монтаж делает звукорежиссер. Услугами монтажера и/или звукорежиссера также пользуются авторы «Земля на связи», «Запишите на завтра», «Конволют», «32 декабря». Даже простой монтаж стоит в среднем от 2000 до 5000 рублей, а совмещающие услуги записи и монтажа обычно обходятся от 5000 до 10000.
Другие популярные среди подкастеров платные услуги: написание джингла или музыки для выпуска, создание иллюстраций и/или обложки — на это авторы тратят регулярно или периодически от 1000 до 5000 рублей. Например, создатели «Паб книжных баб» рассказывают, что пару раз заказывали у дизайнеров обложки для новых эпизодов и потратили примерно 3500 рублей, а также заказали сторис у студии записи подкастов за 1000 рублей.
Есть у подкастеров и траты на необходимые технические средства: например, для записи интервью онлайн — оплата программы для видеоконференций (авторы «Партнерского материала» платят за Zoom), для выхода на Youtube в видеоформате — оплата работы оператора (команда «Глютен фри” регулярно тратит 30000). Многие подкастеры оплачивают также хостинг: например, SoundCloud, Buzzsprout, Captivate, Podbean — они стоят в среднем от 9 до до 99 долларов в месяц (в зависимости от тарифа). Команда подкаста «Животные в студии» платит за хостинг в месяц 1500-2000 рублей. Другие предпочитают купить сайт, куда выкладывают свой подкаст. Например, Ася Большова приобрела сайт на Vigbo и платит за него 5000 в год: «Сайт нужен для того, чтобы там выкладывать иллюстрации к эпизодам и загружать текстовую версию. В принципе для этого можно использовать Telegram-канал, но там информация идет сплошным потоком. А мне хотелось, чтобы был сайт, где все упорядочено и людям не нужно листать десять минут ленту, чтобы что-то найти».
На платное продвижение не тратится практически никто из подкастеров, участвовавших в исследовании «Френдли»: рекламу сложно окупить, и часто гораздо эффективнее работает бесплатная поддержка коллег и других платформ. Например, авторы «Истории в истории» упоминают о неудачной закупке публикаций в Telegram-каналах, после которой они решили больше не платить за услуги продвижения.
Бывают у подкастеров и неочевидные расходы, не связанные с производством и пиаром выпуска. Например, приобретение материалов для подготовки: авторы подкаста «Покалигарим» для одного из выпусков купили книгу за 40 евро — её содержание было действительно важно для подкаста. А команда «Закладки» для записи подкаста и проведения книжного клуба регулярно покупает книги, которые им необходимо прочитать для обсуждения. Книги в бумажном варианте стоят до 700-1000 рублей, а если читать произведения в электронном виде, подписка на книжные сервисы вроде Litres или Bookmate обойдётся в 300-400 рублей в месяц.
Некоторые подкастеры также тратят деньги на образование, чтобы улучшить качество подкаста: например, ведущая «Выросли, стали» окончила мастерскую интервью и собирается проходить курс по голосу и речи, а звукорежиссер подкаста отучился на саунд-дизайнера.
В конечном итоге «чистую» стоимость производства одного выпуска авторы оценивают от 0 до 30 тысяч рублей. Максимальную сумму назвала команда «Глютен фри», которая тратится на аренду студии, оборудование, работу оператора, монтаж, запись звука и анимацию обложек/заставок.
Важно учитывать и однократные затраты подкастеров. Например, некоторые авторы записываются сами, но для этого они приобрели профессиональную технику. Так, авторы подкаста «Животные в Студии» купили: три микрофона Shure SM7B — 40 000 рублей, Аудиокарта PreSonus AudioBox 44VSL — 30 000 рублей, два преампа Cloudlifter CL-2 — примерно по 20 000 рублей, три стойки — по 3000 рублей, шесть проводов — по 4000 в среднем. А у создателей «Выросли, стали» уже была необходима техника, но они решили приобрести платную программу для монтажа — Logic Pro (36 000 рублей), а также регулярно докупает к ней плагины.
Способ возместить траты на подкасты — найти финансирование. Например, команда подкаста «Запишите на завтра» нашла для второго сезона двух спонсоров, что полностью окупило затраты на него: запись и монтаж. Но сама работа ведущей и автора подкаста (он же редактор, сценарист, и PR-менеджер) при этом не оплачиваются. Другой способ финансирования — сотрудничество со студией. Команде «Закладки» изначально предложил делать подкаст сотрудник студии «Приём» (он работал в баре, где проходили встречи книжного клуба). В итоге «Закладка» выпускается студией, и «Приём» полностью оплачивает запись и монтаж подкаста.
Ждать ли доход
У авторов подкастов есть разные способы заработать на своем контенте. Наиболее очевидные способы —это платные подписки, донаты и рекламные интеграции.
Платные подписки создаются с помощью пэйвола, а донаты подкастеры собирают на одной из платформ: помимо Френдли это Patreon, Boosty, Спонсор.ру.
Реклама в подкастах бывает двух видов: 1) baked-in ad — заранее подготовленная и интегрированная в сам подкаст реклама; 2) dynamically inserted ads — динамическая реклама, которая встраивается в подкаст перед прослушиванием или скачиванием. В зависимости от места, где встраивается реклама, она делится на три типа: pre-roll — в самом начале подкаста; mid-roll — середина подкаста; post-roll — конец подкаста. Отдельно можно выделить также нативную рекламу — материалы, лайфхаки, подборки или обзоры, которые не встраиваются в подкаст как рекламный материал, а упоминаются ведущим подкаста как рекомендации.
Есть и другие способы монетизации для подкастеров: например, продажа своей экспертизы, проведение образовательных курсов и мероприятий для других подкастеров. Например, создатели «Выросли, стали» монтируют на заказ другие подкасты, а также продают файлы из своего магазина джинглов и готовят авторские джинглы.
Практически никто из подкастеров, участвующих в исследовании «Френдли», не зарабатывает на своих выпусках с помощью рекламы. У многих нет возможности сотрудничать с рекламодателями из-за небольшой, интересующейся достаточно узкой темой, аудитории. Другие не ставят себе таких целей: «Для меня подкаст — это нишевая история, не для зарабатывания денег, а для зарабатывания доверия, — говорит автор «Жены художника» Ася Большова. — Прежде чем запустить один медиа-проект, посвященный искусству, который я задумала, я решила реализовать два других — подкасты — чтобы аудитория могла прочувствовать мой подход к созданию контента и мой tone of voice. И просто мне хотелось наконец воплотить мои идеи, а делать выставки на хорошем уровне сейчас очень сложно».
Авторы, которые получают входящие предложения от рекламодателей, как правило, зарабатывают немного: такой доход непостоянен и не может полностью обеспечить команду подкаста. Например, автор «Выросли, стали» говорит, что за полтора года у неё была одна рекламная интеграция и один партнерский выпуск, в подкасте «Электричка в Выборг» также была реклама только однажды. Автор «КритМышь» Александр Головин получал предложения от рекламодателей достаточно часто, но интеграции стоили не так много: 30000 рублей. К тому же его принципиальной позицией было не делать рекламу единственным и основным своим доходом, чтобы не зависеть от спонсоров. Об этой же позиции говорят и другие подкастеры: «Для меня важно сохранять независимость — не с каждым спонсором это получится», — делится Ася Большова.
Лучше работают донаты — с их помощью некоторые подкастеры полностью покрывают расходы на выпуск, а другие и получают прибыль. Например, команда «Животные в Студии» использует Boosty, Patreon, получает прямые донаты + платные подписки в Apple Podcasts. Производство «Партнерского материала» с первого года финансируется с помощью донатов. Однако с платформой Patreon возникли трудности в 2022 году. Команда «А я томат» зарегистрировалась на этой платформе и даже успела набрать первых подписчиков, но затем доллар резко вырос. Подкастеры испугались за патронов и сами посоветовали им отписаться, чтобы те не потеряли крупные суммы.
После «блокировки» Patreon подкастеры перешли на другие платформы, но ситуация, по их словам не сильно улучшилась. Команда «А я томат» стала использовать Boosty для российских карт и Patreon для иностранных. Но во второй раз с донатами оказалось сложнее — их оказалось меньше: подкастеры уверены, что причина в изменениях финансового состояния людей и смене приоритетов. Примерно так же сложилась ситуация и у Александра Головина, автора подкаста «КритМышь»: «Довольно сильно все изменилось в 2022 году: Западные санкции повлияли на банковский сектор, стало невозможно вывести деньги с Patreon… да и в принципе у людей стало меньше средств, рекламодателей стало меньше. Я перешел на Спонсор.ру, но поддержки там у меня меньше, чем было на Patreon: эта платформа менее известна, из-за этого у многих нет доверия к ней и они не используют её».
Авторы, для которых подкасты и есть основная работа и источник дохода — скорее исключение. Один из таких — как раз создатель «КритМыши» Александр Головин. К этому он шел три года: запустив подкаст в мае 2018, автор начал получать первые донаты и небольшой заработок уже к концу года, и тогда же уволился с основной работы. Сначала подкаст приносил мало, при этом часть дохода уходила на его производство. Но следующие три года аудитория подкаста постоянно росла и в итоге к концу 2021 сумма ежемесячных донатов достигла порядка 2000 долларов.
Александр Головин, автор подкаста «КритМышь»: «Выйти на уровень дохода, сопоставимого с зарплатой — это длительный марафон. Я горел своей темой уже много лет и сделать свой подкаст способом заработка было моей изначальной целью, поэтому я подготовился к этому марафону. У меня были накопления, на которые я жил, когда подкаст приносил совсем немного денег. А главное, я изначально запасся терпением. Это помогло мне не бросать проект и в итоге прийти к своей цели».
Однако такой вариант срабатывает не всегда, да и не у всех есть возможность ждать несколько лет, поэтому многие подкастеры уверены, что их дело — не про деньги: «Я считаю, что подкаст — это не та история в которую ты вписываешься ради денег. Если у вас такая цель — лучше не идите в подкастеры, — советует автор «Выросли, стали» Анастасия Егорова. — Подкасты — это для профессионалов, которые хотят таким образом показать свою экспертность и наработать новых клиентов; для компаний, желающих взаимодействовать со своей аудиторией и повышать их лояльность; для тех, кто просто любит людей и брать у них интервью, кому нравится формат подкаста и он хочет что-то делать в нем».
Где найти поддержку
Большинство подкастеров признается, что из-за невозможности заниматься продвижением новая аудитория часто находит их сама — из-за этого охват растет не так быстро, но все же растет. Помогают самые простые каналы: собственные блоги в соцсетях, репосты друзей и сарафанное радио: «Нам сложно из-за того, что мы все делаем сами, — говорит команда “А я томат”. — Из-за того, что у нас не хватает времени на что-то другое, например, очень проседает продвижение. По факту мы выезжаем на сарафанном радио — благодаря друзьям, знакомым, знакомым знакомых»..
Многие подкастеры рассказывают о себе потенциальной аудитории на площадках, схожих по тематике. Например, автор «Электрички в Выборг» делится информацией о подкасте на мероприятиях: бизнес-завтраках предпринимателей, туристическом фестивале, в местной администрации, в гильдии экскурсоводов Выборга.
Готовить промо-материалы в поддержку подкаста можно совместно со СМИ и сообществами схожей направленности. Например, автор «Жены художника» ищет аудиторию в различных тематических пабликах: «Я отправляю им письма, рассказываю о подкасте и говорю, что буду рада попасть в их подборку. В одном паблике, посвященном девушкам в сфере дизайна мне недавно предложили даже написать самой авторскую подборку подкастов про женщин в искусстве».
А команда подкаста «Как-нибудь» сотрудничала с несколькими медиа: «Мы делились с определенными СМИ, направленность которых перекликается с нашей, своим материалом, давали им возможность крутить его и подстраивать под свой формат. Для них это была дополнительная публикация в их сетку (статья на сайт/пост в инстаграм), а для нас — возможность охватить большую аудиторию, рассказать о подкасте и повысить его узнаваемость. В «Таких делах» у нас вышел материал на основе интервью с Дэвидом Бернсом, в «Службе поддержки» — карточки на основе нарратива про то, какими солдаты возвращаются с войны. Важно сказать, что все получилось потому, что эпизоды работали как самостоятельные единицы — из них получились подходящие публикации для каждого из этих изданий. И редакторы этих изданий правда хотели нас поддержать и помочь рассказать о подкасте, за что им спасибо!».
Другой способ увеличить количество слушателей и найти поддержку — охватывать аудиторию других подкастеров и своих гостей. Например, автор «КритМышь» часто звал на интервью других подкастеров — и они рассказывали о выпуске с собой своим подписчикам; по возможности сам ходил в гости в другие подкасты и выступал там спикером, упоминая «КритМышь». А ведущая «Выросли, стали» всегда заранее обговаривает пиар выпуска со своим гостем: он делает репост или сам пишет пост о подкасте, рассказывает о нем во всех своих соцсетях.
Еще одна возможность охватить новую аудиторию — фичеринг, то есть попадание в тематическую подборку какой-либо платформы. Подкаст «Земля на связи» попадал в такую подборку в соцсети ВКонтакте — после этого, по словам автора, он быстро стал одним из прослушиваемых подкастеров в своей вкладке. «Закладка» попала в подборку «Яндекс Музыки» и после этого получила около 100 новых подписчиков. А автор «Выросли, стали» регулярно занимается фичерингом и попадала в подборки всех платформ: Звук, Яндекс Музыка ВКонтакте, Apple Podcast: «Фичеринг работает так: люди меня замечают и остаются со мной. Это всегда очень приятно». К фичерингу с определённой долей условности можно отнести и новый формат продвижения в телеграме — тематические папки.
Популярным инструментом для многих подкастеров в последнее время стал краудфандинг, в том числе на платформе «Френдли». На первых порах доход от него может быть совсем небольшим: например, автор подкаста «Закладка» Владимир Еремин говорит, что за первые недели с момента регистрации его поддержало два человека, и теперь он получает ежемесячно 700 рублей. Для подкастеров донаты с краудфандинговой платформы — скорее бонус, который помогает им покрыть некоторые расходы и показывает поддержку аудитории: «Донат — это маячок о том, что меня слушают и людям это нравится, — делится ведущая “Выросли, стали” Анастасия Егорова. — Как комментарий, как отзыв, так и донат — это про эмоциональную поддержку, а не про деньги. Ощущения, что это может стать моим главным и единственным источником дохода, у меня пока нет».
Тем не менее, некоторые подкастеры верят, что автор с наработанной лояльной аудиторией вполне может зарабатывать на краудфандинговой платформе: «Краудфандинг вообще хороший вариант для реализации творческих проектов, — говорит Ася Большова. — Я думаю, это полезная опция для подкастеров, особенно тех, которые регулярно выпускают эпизоды и у которых уже есть хоть какое-то сформированное сообщество и контакт со слушателями».
Большинство подкастеров сходятся во мнении: одна из ключевых мотиваций жертвователей на любой платформе — это качество подкаста. И без этого авторам не добиться признания. Да, успех может прийти нескоро, но все равно важно продолжать выпускать новые эпизоды, зарабатывать репутацию систематичностью и предсказуемостью, и тогда люди придут — и сами захотят тебя финансировать, считает автор «КритМышь» Александр Головин. А в краудфандинге главное — не испугаться сделать первый шаг: «Нужно просить аудиторию поддержать тебя, и она будет это делать. Ведь многие понимают, насколько сложно независимым создателям контента найти финансирование, — уверен создатель подкаста “Закладка” Владимир Ерёмин. — Если это спонсорство, зачастую оно связано с компромиссами, снижением качества, необходимостью придумывать рекламные сюжеты и интеграции. Люди могут помочь проекту своими деньгами, если они в него верят и не могут без него. Тогда они захотят, чтобы твой подкаст оставался независимым — и сохранял прежнее качество».