Актуальный проект Светланы — короткометражный документальный фильм о женской бездомности «Все без меня». Чтобы собрать деньги на его производство, автор открыла сбор на Френдли. Светлана рассказала нам, в чем идея фильма, почему важно говорить о «невидимых» проблемах с широкой аудиторией и как частные инициативы могут сделать мир лучше.
Сценарии и социальные проекты
По образованию я учитель русского языка и литературы. Всегда что-то писала и с детства знала, что моя работа так или иначе будет связана с текстами, поэтому пошла на филологический. Но уже в университете поняла, что в школе работать не буду: мне ведь хотелось писать, а не преподавать, да и учительская зарплата, если честно, не устраивала. И я пошла в рекламу, стала копирайтером.
Последние семь лет я работаю креативным копирайтером в банках: пишу сценарии спецпроектов, рекламных и обучающих роликов. При этом мне как профессионалу интересны и смежные области. Например, в 2018 году я поняла, что хочу писать сценарии не только для рекламы, но и для фильмов и сериалов, и окончила школу «Лига кино».
А еще я давно увлекаюсь некоммерческими, социальными проектами: для меня это способ локального улучшения мира вокруг. Так, с 2010 по 2015 год я продюсировала некоммерческий музыкальный фестиваль «Кабанник» — площадку для продвижения молодых музыкантов, мини-версию флагманских фестивалей того времени, «Пустые холмы» и «Быть добру!». Это стало бесценным опытом для меня.
Наблюдения за жизнью обычных людей
После 2015 года проводить фестивали стало проблематично, в том числе по причине запрета массовых мероприятий. Постепенно мой фокус сместился на проекты, направленные на помощь наиболее уязвимым слоям населения. Интерес к этому у меня появился во многом из-за того, что я часто езжу по России и за ее пределами, и многое из увиденного меня поражает.
Одна из проблем, к которой я не могу оставаться равнодушной — насилие над женщинами, гендерная дискриминация. Такие проблемы особенно характерны для некоторых постсоветских восточных стран. Обычным бытовым явлением там может быть не только насилие со стороны члена семьи, но и самонасилие — причинение себе сознательного вреда.
Вот, например, история, которую услышала, путешествуя по Узбекистану. В одном ауле, всего в ста километрах от Самарканда, женщина, для того, чтобы быстро прервать нежелательную беременность, попросила кого-то из родственниц толкнуть ее животом в подоконник, потому что для обращения к врачу пришлось бы ехать в город, а это дорого и никому не нужно.
В неблагополучных регионах России с деторождением бывают обратные ситуации: их рожают, только чтобы получить материнский капитал. Потом деньги заканчиваются, а ребёнок, рождённый нежеланным, сталкивается со сложностями в социальной адаптации. Большинство из тех, кто сейчас лишен дома, имели неблагоприятный старт: рождение в малообеспеченных (зачастую неполных) семьях, алкоголизм родителей,отсутствие должного внимания с их стороны и так далее.
Недавно я была на лекции директора московской «Ночлежки» Дарьи Байбаковой, посвященной бездомности в целом и женской в частности. Было интересно узнать, почему проблема именно женской бездомности у организации вынесена в отдельное направление работы. Дело в том, что понятия «дом» и «женщина» в общественном понимании связаны неразрывно, поэтому ситуация женщины, лишенной дома, видится людям как крайняя степень девиации. То есть, помимо бытовых трудностей, бездомные женщины сталкиваются с общественным осуждением, стараются скрыть свою бездомность и труднее принимают предложения о помощи. Следовательно, и помочь им гораздо сложнее.
Прошлый проект и новая идея
Услышанное на лекции нужно было «переварить». Поговорила с коллегой, режиссером Юлей Войтюк — и совместно мы пришли к выводу, что об этом можно и нужно сделать документальный фильм.
С Юлей у нас уже есть одна совместная работа – в 2023 году мы сняли музыкальный клип «Маяк» группы «Джон Васё». Это даже не совсем клип, а, скорее, восьмиминутный короткометражный фильм, действие которого происходит под саундтрексанудтрек. Там мы рассказываем историю священника и послушницы, про непростой моральный выбор каждого из них. Проект интересен и по визуалу: часть фильма снимали в Карелии, на берегу Ладожского озера, где сюжет раскрывается через неповторимую северную природу.
В поисках материала для следующего фильма, мы с Юлей съездили в «Ночлежку», чтобы поговорить с бездомными женщинами и попробовать разобраться, почему они оказались в такой ситуации. Нас поразило, что внешне большинство бездомных женщин выглядят совершенно «как все» – глядя на них, даже не подумаешь, что у них есть такая проблема.
По данным «Ночлежки», главная причина женской бездомности — домашнее насилие. Женщины просто сбегают от своих мужей или сожителей, а идти им некуда. Многие боятся обращаться за помощью, потому что думают, что так абьюзер сможет их найти.
По этой же причине многие женщины отказываются говорить о себе и тем более распространять какую-либо персональную информацию через материалы в СМИ. И все же среди клиенток «Ночлежки» мы нашли нескольких женщин, которые согласились стать героинями нашего будущего фильма.
То, что ломает стереотипы и вдохновляет
У нашего фильма нет и не будет сценария. Мы просто хотим прожить вместе с каждой из героинь один день и показать зрителям, как они живут, что едят, где спят и с какими бытовыми проблемами сталкиваются. Например, если бездомные спят в общественном транспорте, они чаще всего не могут делать это дольше четырёх часов. Постоянный недосып изматывает организм, и во многом поэтому бездомным сложно ежедневно предпринимать достаточное количество усилий, направленных на изменение ситуации.
Задачи нашего будущего фильма — развенчать распространенный в отношении бездомных женщин миф «сами виноваты, довели себя до такой жизни». Мы хотим показать, что всё не так просто, как кажется, и провести зрителя в мир, который он предпочитает не замечать.
При этом у нас нет задачи «давить на жалость», мы не стремимся рассказать истории этих женщин как что-то душещипательное, вызывающее слезу. Мы, скорее, хотим показать, что всегда есть надежда на лучшее будущее. Просто сейчас тема женской бездомности мало изучена, и потому проектов помощи меньше, чем нуждающихся в них.
Рабочее название фильма — «Всё без меня». Его придумала Юля, и, как мне кажется, здесь заложен двойной посыл. Это про то, что чувствует женщина, говоря «все, дальше без меня» — и уходит от того, с кем быть невыносимо. И про то, что она оставляет свой дом — «свое всё», уходит в никуда.
Краудфандинг, независимость и роль частных инициатив
Наш проект некоммерческий, и мы не планируем заработать на нем. Но нам нужны средства на аренду съемочной техники и постпродакшн — озвучку, монтаж, цветокоррекцию. Все это необходимо, чтобы сделать качественный фильм, который будет демонстрироваться на российских и международных фестивалях документального и социального кино, и охватит широкую аудиторию.
Мы не обращаемся за финансированием к государству, потому что нам важно сохранить независимость. Ищем партнеров среди юридических лиц –- у нас уже есть несколько. Мы также решили обратиться к потенциальным зрителям и попросить поддержки у них. От своего коллеги, сценариста Эмиля Ахундова, успешно завершившего сбор на Френдли, я узнала об этой платформе и зарегистрировалась здесь.
Информационную поддержку сейчас нам оказывает фонд «Выход есть», помогающий бездомным женщинам. Мы тоже продвигаем свой сбор в социальных сетях, но, к сожалению, активность подписчиков снижена в силу текущей повестки. Во второй половине марта планируем вернуться с более активными призывами нас поддержать.
Я бы очень хотела сделать этот фильм и продолжить говорить о важном и в будущем. Социальные проблемы, даже если предпочитаем их не замечать — то, в чем мы находимся каждый день. Говоря о них языком кино, мы заставляем людей задуматься, и, может быть, начать действовать.
На самом деле, многие хотят помогать, но просто не знают как. Возможно, те вопросы, которые мы обозначим в фильме, наведут кого-то на идеи проектов реальной помощи. Я верю в частные инициативы: проявляясь в поддержке других, мы можем что-то менять.