Расскаж и о краеведческем проекте «Урбан-наволок»
Проект «Урбан-наволок» основал не я. Он возник еще в 2018 году — тогда это был скорее клуб урбанистов-любителей, они устраивали прогулки по городу, изучали городскую среду с прикладной точки зрения: например, смотрели, где неправильно сделано освещение, где плохо отремонтирован фасад и так далее. Я занимаюсь «Урбан-наволоком» с осени 2021 года — я предложил вести дальше клуб с позиций психогеографии, познания города с позиции горожанина, через его эмоции. С тех пор я модерирую группу«Урбан-наволока» в соцсетях — выкладываю как свои посты, так и то, о чем хотят рассказать горожане — и провожу прогулки.
Что значит слово «наволок»?
Это низменное место на берегу реки, где косят траву после ее разлива. А еще это топоним — если проехать по Карелии, можно встретить много различных наволоков. Например, один из районов Петрозаводска называется «Сайнаволок». Это слово, кстати, можно услышать и в Вологодской области.
Что такое «психогеография»?
Психогеография предполагает попытку отрефлексировать, какие эмоции у нас вызывает город. Главная методика психогеографии — это дрейф: мы ходим по городу без определенной цели и пытаемся понять, какие у нас переживания связаны с тем или иным местом.
Если уходить в историю, психогеография возникла в 60-х годах и связана с французским ситуационизмом — парижские авторы отправлялись по городу без какой-либо цели (например, сходить в магазин или удовлетворить какие-то еще буржуазные потребности), чтобы понять, какие чувства у них вызывает город. А потом на основании этих прогулок они выпускали карты, путеводители Парижа и неформальные манифесты. Примерно тем же самым занимаемся мы сейчас.
Чем отличается анархокраевед от просто краеведа?
Анархокраеведение — синоним психогеографии. Это такая низовая инициатива, когда мы пытаемся сами рассказывать про город — не как эксперты, а с позиции горожанина. Этим я вместе с друзьями, знакомыми и другими горожанами занимаюсь в «Урбан-наволоке», когда провожу неформальные прогулки по городу и рассказываю истории зданий и районов. Порой, даже недостоверные — например, городские легенды или то, как тот или иной дом называют горожане.
Это не такие экскурсии, в которых люди слушают гида и ходят по заданной программе. В таких прогулках в равной степени участвуют и люди, и экскурсовод. Например, мы идем по улице и кто-то говорит: «О, я знаю этот дом! В нем мой прадед жил еще до войны». Или: «Вот водонапорная башня, когда я была маленькая, я хотела быть принцессой, заточенной в этой башне».
С нашей точки зрения интереснее рассказать про башню, что в ней хотела жить принцесса, а не в каком году и каким архитектором она была построена и сколько эксплуатировалась. Потому что, с одной стороны, эта информацию можно везде найти, а с другой, она не передает то сокровенное чувство, которое зародилось из-за башни у этого конкретного человека.
Карта деревянных домов Петрозаводска от сообщества «Урбан-Наволок»: https://clck.ru/32mncH
«Том Сойер Фест» в Петрозаводске
Это фестиваль восстановления городской среды — волонтеры своими руками ремонтируют старые дома. Как правило, это работа с деревянными историческими зданиями, потому, что русская архитектура в провинции была преимущественно деревянной вплоть до начала ХХ века. Можно сказать, что деревянная архитектура — это часть нашего культурного кода.
История «Том Сойер феста» началась в Самаре, где как раз много деревянных домов. В 2015 году местные жители предложили сами ремонтировать и красить здания, которые находятся в плохом состоянии. А потом «Том Сойер фест» стал своего рода франшизой, которая распространяется по стране.
Это будет первый «Том Сойер Фест» в Петрозаводске. Фестиваль раньше проходил в Карелии в Сортавала, но его организацией занимался человек из Петербурга, а не местный активист.
У многих людей пока нет понимания, почему это ценно — когда рассказываешь людям про «Том Сойер фест», часто слышишь в ответ «Зачем вам эта развалюха», «Зачем чинить эти дома — лучше их снести и построить что-то новое». Но сам по себе деревянный дореволюционный дом, который дошел до нас, — это памятник эпохи, определенному образу жизни. Благодаря таким домам можно понять, как выглядел город в те времена, когда он еще не был многоэтажным и почти не было каменных строений. Если мы хотим сохранить историческое наследие, мы должны ценить артефакты прошлого. Деревянные дома — это как раз такой артефакт.
По сравнению с деревянным зодчеством других российских регионов, карельское зодчество довольно аскетичное. Мне кажется, архитектура передает дух места — северного леса, мощи, чего-то немного мрачного. За счет своей особой ауры наше зодчество и стало таким привлекательным для туристов.
Кто участвует в фестивале?
«Том Сойер фест» – это абсолютно волонтерская история. Есть несколько координаторов, которые отвечают в том числе за контакты с властями и собственниками дома, но всю основную работу выполняют волонтеры. Плюс к нам присоединился реставратор, который работал в Кижах, он проинструктирует волонтеров, как правильно ремонтировать дом.
Мотивация для участия здесь такая же, как скажем, в «Бессмертный полку» — приобщиться к сохранению исторической памяти. Плюс у многих людей есть запрос на то, чтобы поработать руками — пошпаклевать, помахать кисточкой. Сейчас для многих — например, тех, кто сидит все время в офисе — это роскошь.
На что объявили сбор на Френдли?
На проведение «Том Сойер фест» в Петрозаводске. У нас, скорее всего, будет краска от партнера, который поддерживает фестиваль, но мы не уверены насчет других материалов и инструментов — возможно, их придется докупать за свой счет. Например, все идет к тому, что нам нужно будет самим приобрести доски, которыми мы закроем поврежденную стену – законсервируем ее, если говорить профессиональным языком. Деньги нужны, чтобы купить мерч и воду для волонтеров, которые будут ремонтировать дом, чтобы сделать баннер и повесить его на время работ. И на табличку, которую мы повесим на доме после окончания ремонта.
Я прошу рассказывать о сборе средств всех — местных лидеров мнений, профильные волонтерские паблики, СМИ (правда, с ними сложнее, потому что есть ряд ограничений). К сожалению, по моему опыту краудфандинг в Карелии проходит достаточно плохо — и это не зависит от цели, на что объявлен сбор. Далеко не всегда люди доходят до того, чтобы отправить пожертвование — и не все могут позволить себе сдать 500 или 1000 рублей на какое-то мероприятие. Надеюсь, в этот раз будет иначе.
Какой дом будет восстановлен на первом в Петрозаводске «Том Сойер Фесте»?
Мы будем ремонтировать дом Савкиных 1925 года постройки. Это типовой жилой дом, особенным его делает то, что таких зданий до нашего времени почти не осталось. Еще одна причина, почему мы выбрали этот дом – он находится в самом центре Петрозаводска и после ремонта горожане сразу заметят эффект.
В Петрозаводске сохранилось не так много деревянной застройки: когда я составлял карту исторических деревянных домов, построенных до советской власти, в списке набралось всего около 50 зданий. Надо поблагодарить местные власти: поскольку домов мало, о большинстве из них заботятся. И среди них есть очень классные экземпляры — в том числе том дом, который мы собираемся восстанавливать.
В идеале дома, которые восстановили, должны обретать вторую жизнь. Например, в Самаре в отремонтированном доме открылся ресторан, в Казани дом стал музеем и апартаментами.
Речь идет не только о внешнем преображении — чтобы люди, которые проходят мимо, говорили «О, как он классно теперь выглядит!». Цель в том, чтобы дом обрел новую жизнь — мы хотим доказать, что это не просто скучная деревяшка, а ценная с исторической и эстетической точки зрения локация, в которой можно разместить какое-то модное заведение.
Материал публикуется вместе с проектом «Городские интонации»