Любые энтузиасты подкастинга рано или поздно выгорают. От невеселых новостей, от зашкаливающей конкуренции, от личных кризисов — или банально от нехватки времени. Подкаст не освобождает от кормления собаки, мытья пола или походов на «нормальную» работу.
Более того — сюрприз-сюрприз! — подкаст это тоже работа, пускай и «для души». И ни те, кто ее делают, ни те, кто увлеченно слушает результат, порой об этом не задумываются. Давайте чуть углубимся в занимательную подкастологию — и убедимся, что
Время — [тоже] деньги, а создание подкаста — дело не такое уж дешевое
Самое очевидное — техническая часть. Микрофон может стоить от пяти до 20 тысяч (на самом деле — до бесконечности). И это не считая звуковые карты, усилители, ветрозащиту, провода, стойки и прочие сопутствующие расходы (в 2017 году набор оборудования на троих оценивают в 50 тысяч).
Если не обустраивать студию дома, главная статья расхода, которую признают все подкастеры, — аренда студии и монтаж. Тут ценники разнятся: от двух до пяти или десяти тысяч на выпуск. Вот и считайте сколько улетает в месяц или «сезон» (у кого-то это просто все выпуски за календарный год, кто-то планирует темы и количество выпусков заранее).
В таком же ценовом диапазоне оценивают «внешнюю работу»: заказ авторских обложек, джингла, а также продвижение подкаста. Чаще всего, подкастеры делают это собственноручно, но в «стоимости проекта» эту работу тоже стоит учесть.
Еще сложнее — с организацией процесса, которым в редакциях обычно занимаются специально обученные люди — продюсеры или менеджеры. Это они тратят нервные клетки и порой целые часы на переписки, переговоры, созвоны и прочие коммуникативные действия, необходимые для записи разговора или интервью. Эта часть работы может занимать немало времени — и порой даже не считается частью креативного процесса.
Как и выбор темы, подготовка к выпуску и даже написание сценария. Сколько бы часов/дней/месяцев/лет человек ни уделил чтению, слушанию и говорению о литературе, кино, птицах, сексуальных практиках, истории или автомобилях, подготовка считается делом чести, а не важной составляющей работы, которая закладывает фундамент всего предприятия. Оценить ее действительно очень сложно: платят же обычно за результат — например, цикл статей или курс лекций, — но без этой части контент в идеале не производится. А значит, может обрести какой-то денежный эквивалент. Как говорится — почему бы и нет?
Возможно, вы не очень запариваетесь над каждым из этих этапов — или так думаете, — но с каждым новым выпуском пионерская легкость будет улетучиваться. Так о чем вообще мой подкаст? Зачем я его делаю? Кто я? Самое время перейти ко второму действию, которое будет интересно и тем, кто просто любит слушать чужие голоса на записи.
Почему поддерживать подкастеров — классно?
Давайте скажем честно: подкасты слушают не потому, что каждую неделю вам жизненно необходима информация о серийных убийцах, аниме, феминизме или истории Польши. То есть первые десять раз, может быть, так и есть, но потом внимание переключается с фактов на вайб, интересно становится не только послушать выпуск, но и обсудить его — или что-то еще — с образовавшимся коммьюнити. Наконец, регулярность может войти в привычку. Просто именно час разговоров о компьютерном железе — это именно тот хронометраж и информационный фон, которые вам нужны на ежедневной прогулке. Или 20 минут бесед о сексе — идеальное сопровождение для мытья посуды.
Конечно, у всех слушательниц и слушателей море своих забот: прокормить себя, помочь родным, задонатить НКО, помочь беженцам и другим жертвам происходящих по соседству катастроф.
Это лишь некоторые поводы, почему энтузиасты не «просят денег», хотя регулярно их тратят на любимое дело. А еще популярно мнение made in USSR, что платить нужно не за все, а за «качество»: хорошую работу/фильмы/музыку. А еще, как мы выяснили, подкастеры не понимают, что работают бесплатным радио с какими-никакими расходами. А еще большинство из них сомневается, что их труд заслуживает хотя бы лайка — что говорить о рубле.
Однако вокруг даже самых небольших подкастов образуется коммьюнити, в которых люди могут друг друга слушать и слышать. Это, поверьте, одинаково ценно как для «аудитории», так и для «производителей контента» (в кавычках, потому что и те, и другие — просто люди). Возможно, одним нужно рассматривать финансовую поддержку не как зарплату или подаяние, за которые они что-то будут должны по гроб жизни, а как дружески подставленное плечо. А другим — что даже символическая сумма, это не покупка смартфона или килограмма картошки, а скромная лепта в общее дело.
В следующий раз, когда микрофон станет лучше, а голос — глубже, вы будете знать, что сделали любимый подкаст на децибел лучше. Или вообще помогли ему выходить и дальше.
Вы меня очень мотивировали, спасибо! Но что делать с этим знанием?
Итак, теперь вы можете посчитать свои расходы по минимуму (техническая часть) или по максимуму (с учетом закадровой и менее очевидной работы). С этой цифрой вы можете:
- обратиться за поддержкой к слушательницам и слушателям (регулярные или разовые донаты в телеграме или специальных краудфандинговых площадках — например, «Френдли» или «Бусти»)
- начать прицельный краудфандинг — на каждый выпуск или целый сезон, если готовы объявить, о чем именно там пойдет речь (здесь подходят все те же платформы)
- интегрировать в подкаст рекламу, чтобы хотя бы частично покрыть расходы (с такими предложениями нередко приходят сами, но не бойтесь и предлагать сотрудничество симпатичным и/или тематически близким институциям и компаниям; информационное поле перегружено, они могут просто о вас не знать или не задумываться о подкасте как идеальной площадке)
- найти спонсора на выпуск или целый сезон — это epic win и шанс выйти в ноль хотя бы в отчетный период (например, недавно у «Баки!» вышел подкаст про «Призрака в доспехах» при поддержке платформы Level One)
Это, как говорится, база, а универсальных рецептов, увы, не существует. Как у вашего подкаста есть индивидуальный голос, так и его финансовая судьба будет складываться по уникальному маршруту — в зависимости от размера команды, характера аудитории и, не в последнюю очередь, тематики. Главное, что рассказывать интересно можно про все на свете.
Фото: Uillaume Germain, Нarry Сunningham / Unsplash
Материал публикуется вместе с проектом «Как читать медиа» и порталом «Podcasts.ru»