Френдли.Герои

Ольга Аристова: «В книжном стендапе мы рассказываем о литературе через юмор и этим вдохновляем людей»

Ольга Аристова — стендап-менторка и создательница Book Stand-Up. Этот проект стартовал в родном для Ольги Владивостоке, а через несколько лет она привезла книжный стендап в Москву и успешно перезапустила его там. А потом создала Youtube-канал о стендапе, начала обучать других людей, как с юмором рассказывать о социально важных тем, и стала ментором для подростков, объясняющим, как шутить, не оскорбляя других.

Сегодня Ольга живет в Армении, курирует московский Book Stand-Up оттуда, планирует запустить аналог проекта в Ереване, рассказывать о современной армянской литературе и открыть целую стендап-школу для подростков. Для поддержки своих новых идей она обратилась к краудфандингу и открыла сбор на «Френдли». В интервью нашей платформе Ольга Аристова рассказала, почему ее всегда увлекала литература, как родилась идея книжного стендапа и зачем рассказывать о книгах с юмором.

Перепридумать книжный клуб

Я всегда любила книги, увлекалась литературой и филологией. В университет в своем родном Владивостоке поступила на факультет «перевод и переводоведение», изучала немецкий и английский языки. Мне очень нравилось учиться, я получала отличные оценки, писала стихи и прозу на немецком, много переводила, однажды даже написала сценарий для посвящения в студенты в стилистике «Старшей Эдды». 

К сожалению, окончить вуз мне не удалось: мы не поладили с новой заведующей кафедрой, от стресса у меня возникли проблемы со здоровьем, и мне не разрешили взять академический отпуск. Я разозлилась и забрала документы из университета — бросила учебу на пятом курсе.

Но после ухода из вуза я не бросила литературу и нашла свое любимое дело — стала организовывать литературные мероприятия, встречи, публичные интервью с писателями и поэтами из разных городов и стран. А потом меня привлекли в городскую систему библиотек, и в далеком 2013 году я стала ивент-менеджером (тогда эта должность ещё так не называлась). Я организовывала одни из крупнейших мероприятий в городе, представляя разные библиотеки на широкую аудиторию. 

В то время я не только занималась проектами от библиотек, курировала встречи и лекции в них, но и участвовала в разработке молодежной библиотеки «БУК». Я придумала название, нашла архитекторов, которые спроектировали ее, написала концепцию. Эта библиотека стала очень популярной в городе — у нас ежедневно могло быть по 500-600 посетителей, как успешный кейс ее даже разбирали в институте «Стрелка» в Москве. Помню, замдиректора Московского городского библиотечного центра Борис Куприянов хвалил нас и сравнивал с лучшим своим проектом — библиотекой Достоевского.

К 2016 году меня в городе уже знали как человека, который умеет запускать различные проекты и докручивать идеи. И однажды ко мне обратилась девушка, которая проводила встречи книжного клуба, но они не пользовались популярностью — никто, кроме её друзей, на них не приходил. 

Девушка попросила помощи в доработке проекта. Я задала ей несколько десятков вопросов, чтобы понять суть, ядро её идеи, и стала думать, что в этом случае можно изменить. Тогда популярность в России набирал стендап, и я вдруг подумала: а почему бы не совместить такой юмористический формат с книжным клубом? Так и родилась идея книжного стендапа — места, где выступающие интересно и смешно рассказывают о книгах.

В итоге создательница книжного клуба от моего предложения отказалась: сказала, что ее изначальная задумка была совсем про другое. А я так загорелась идеей, что решила реализовать ее сама. Помогал мне с самого начала во всем мой молодой человек Виталий Ковалев — можно сказать, мы вдвоём продумали и запустили весь проект. Иногда к нам присоединялись волонтеры, но главными организаторами всегда оставались мы.

Название для книжного стендапа мы выбрали «Кот Бродского» — в честь шутки про писателя: якобы Бродский всегда приставал к своим гостям с вопросом «Хотите, я разбужу для вас кота?» (наш первый логотип как раз был с этой цитатой). 

Мы стали думать о структуре шоу и поняли, что нас в городе нет подготовленных комиков, нет селебрити. И тогда мне пришло в голову, что выступать будут сами зрители. Мы искали методы подготовки выступающих, нанимали тренеров по актерскому мастерству, ораторскому искусству, я сама составляла свою методологию подготовки участников. Решили добавить соревновательный элемент и проводить стендап как конкурс: жюри оценивает и выбирает лучшего из выступивших. Я подумала: мы ведь все выросли на культуре КВН и привыкли к соревнованиям в юморе. И просто ноунеймы никому не интересны, а ноунеймы, которые борются за звание лучшего книжного комика — это уже другое.

В итоге на первое наше шоу пришло около 100 человек. А вскоре наш стендап стал одним из самых популярных событий в городе. Было несколько народных голосований в крупных онлайн-журналах Владивостока, и книжный стендап регулярно обходил и местный филиал Мариинского театра, и фем-стендап, и другие популярные культурные проекты.

На первом шоу выступили заранее отобранные люди, а дальше всё было организовано так: зрители заполняют анкету, в которой рассказывают о себе и своих любимых книгах, из них мы выбираем четыре самых ярких и мотивированных. Эти люди полтора месяца готовятся, а затем выступают. Их задача — пересказать книгу так, чтобы это звучало прикольно, и рассказать про свои переживания внутри рамки, которую мы задавали с помощью темы. Например, тема — «Человек не хочет жить вечно — он просто не хочет умирать». Мы подбирали четыре книги, подходящие под цитату, и каждый из авторов обозревал одну из них. В жюри мы приглашали достаточно известных в городе людей. Они решали, кто интереснее всех рассказал, и победитель получал подарок — обычно набор из восьми-десяти книг. 

В таком виде книжный стендап просуществовал 4,5 года. За это время мы провели около 80 шоу и ничего на этом не заработали: вкладывали в организацию свои деньги, иногда отбивали их продажей билетов на шоу. Мы продолжали свое дело, потому что нам нравился социальный импакт в наш город, Приморский край. Но в 2019 году мы поняли, что во Владивостоке монетизировать проект не получится: здесь нет спонсоров, меценатов, власти региона не выделяют деньги на независимые культурные проекты. И переехали в Москву: там больше возможностей, и аудитория шире, да и в целом вся стендап-индустрия сконцентрирована в столице.

Особенный стендап

В Москве начался новый этап нашего проекта. Здесь я стала изучать литературу по стендапу, общаться с комиками и в итоге немного переформатировала шоу, сделав акцент именно на стендап. До этого мы не очень заморачивались с деталями и тонкостями формата, и у нас были скорее забавные и личные монологи в стиле TEDx. В Москве мы стали проводить кастинги и искать именно комиков: тех, кто умеет шутить, кто готов выступать и не боится сцены. Помимо подготовки с тренерами участники шоу стали готовиться, также выступая на открытых микрофонах. А от жюри мы отказались — теперь это не конкурс, а просто стендап, где все слушают и кайфуют, и всем весело и здорово.

Площадку нашли через знакомых: они рассказали про клуб «Вермель» в центре города, и мы пришли туда, встретилась с владельцем, рассказала про наш проект — и он нас пустил на очень щадящих условиях, только за оплату работы звукотехника. В итоге свое первое в столице шоу (18+, про книги, посвященные сексу) мы провели с аншлагом: пришло 140 человек, хотя мы рассчитывали максимум на 80. 

После ещё нескольких шоу, в том числе в книжных магазинах, нас заметили в комьюнити комиков и позвали в клуб Stand Up Brothers. Теперь там мы проводим открытые микрофоны каждый понедельник и стабильно собираем полный зал. На этих вечерах выступают самые разные люди: и новички, и опытные комики — лучших мы приглашаем на свое основное шоу. 

Сейчас стендап в Москве самоокупается: билеты платные, и все вырученные деньги мы направляли на оплату работы тренеров и съемки видео для нашего Youtube-канала. В нем мы выкладываем лучшие выступления наших комиков, но пока ничего не зарабатываем на канале. У нас образовалась команда: ведущий, который берет на себя функцию поиска комиков, организатор, которая руководит несколькими библиотеками в Москве и помогает держать весь проект в какой-то системе, и группа подростков, регулярно помогающая нам. К сожалению, пока никто из нас ничего на стендапе не зарабатывает. Мы продолжаем заниматься им, потому что нам это кайфу. И, конечно, надеемся, что однажды получится монетизировать свое дело.

А еще в Москве мы продолжили делать отдельное шоу для подростков. Эта идея мне впервые пришла в 2018 году: я наткнулась на блог knigkamartishka и узнала, что в современной литературе есть классные подростковые книги. Мне было интересно, что о них скажут читатели-подростки, и я решила сделать первое шоу, где выступят юные комики. Это шоу тоже стало популярно во Владивостоке. Оказалось, что подростки очень крутые и интересные: они хорошо держатся на сцене, зажигают зал, говорят о своих эмоциях, «прожаривают» школу, учителей, родителей, говорят о том, с чем не согласны. В Москве мы продолжили проводить это шоу, и оно дало нам импульс двигаться дальше. 

За время работы во Владивостоке я сформировала собственную систему подготовки комиков к выступлениям, потом в Москве на свою методологию я «нарастила» знания о стендапе. Со временем я поняла, что могу и хочу рассказывать про стендап, учить других, и мне это очень нравится. Так разработала собственный курс: я обучаю импакт стендапу — это стендап, который ведет к устойчивым будущим изменениям и никого не оскорбляет. 

Первый курс я провела по просьбе Artivism&Solidarity — мы учились шутить на сложные социальные темы. Все свои знания я переформатировала в лекции, два месяца вела занятия, потом помогала студентам дописать их монологи,и в конце у нас был онлайн-концерт. Тогда еще раз убедилась, что мне нравится обучать людей стендапу, особенно активистов и активисток. И теперь я запустила большой курс по юмористическим текстам вместе со школой литературных практик. Он завершился этим летом, и сейчас мы в процессе доработки монологов со студентами.

Еще я веду занятия для подростков: весной обучала ребят в Санкт-Петербурге в лаборатории книжного стендапа на театральном фестивале «В смысле». Наше обучение закончилось отчетным концертом на малой сцене Александринского театра, это было очень здорово. Сейчас мы запускаем курс по стендапу для подростков вместе с «Самокатом», а осенью я собираюсь открыть свою онлайн-школу.

Коммьюнити в Армении и по всему миру

Сейчас я живу в Ереване и планирую развернуть активность и здесь. Хочу обучать армянскую молодежь открытому и честному разговору о литературе через стендап. Я уже познакомилась с первой литературной агенткой Армении — Аревик Ашкароян. Она продвигает современную армянскую литературу, и я мечтаю сделать шоу по книгам, которые она издает. Если у меня получится, я также запущу первый в Армении книжный стендап и, надеюсь, сделаю его частью жизни не только российского комьюнити.

В этом году я обратилась к краудфандингу. Для запуска новых проектов мне требуются деньги на оплату работы тренеров, аренду помещений для подготовки участников шоу и само шоу, на видеосъемку. Я верю в силу краудфандинга! Например, один раз был случай во Владивостоке, когда меня «кинули» с договоренностями недобросовестные организаторы, и я написала в ВКонтакте, что мне нужны четыре-пять тысяч рублей на съемку — буквально за полчаса люди накидали мне 12 тысяч. Так что, надеюсь, мне удастся получить поддержку с помощью краудфандинга. Но пока психологический барьер мешает мне просить денег, и я не продвигаю свой сбор. Я чувствую себя самозванкой — как будто я недостаточно экспертна, чтобы люди мне за что-то платили.

Мне обидно, что мы часто мыслим, будто в нашей стране никто не может сделать никакой оригинальный проект. Но это не так: книжный стендап — полностью моя идея и разработка, и я придумала и запустила его сама. Я хочу и дальше развивать свой проект, продвигать его идею и организовывать шоу за границей. 

Мне нравится, как наш проект влияет на людей: через юмор мы рассказываем о новых книгах, читающие люди на наших шоу находят себе тусовку, в которой весело и смешно, а нечитающие люди загораются чтением. Я рада, что жизнь сложилась так и я занялась стендапом и сделала его своей профессией.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности