Одна из составляющих успешной концепции — это сценарий. Он помогает подкасту сохранять актуальность на протяжении нескольких сезонов, а создателям не терять энтузиазма при работе над проектом. Но всякому ли подкасту нужен сценарий — и каким он может быть? Разбираемся вместе с «Френдли». А начать нужно с того, какие вообще бывают подкасты.
Фикшн подкасты
«Художественные» подкасты обычно созданы по какому-то произведению (книге/пьесе), либо для них пишется оригинальный сценарий. Возможно, лучше всего в аудио-формате получается воплотить детективные или хоррор истории: именно в этих жанрах больше всего звуков, на которые можно опереться при создании сценария.
Сценарии для фикшн-подкастов выглядят очень похоже на сценарии для фильмов или анимации: расписываются реплики для актеров, особое внимание уделяется ремаркам: как именно произносить реплики. Для звукорежиссера прописываются локации и звуки, которые слышат персонажи — а значит, и слушатели. Саундизайн вообще играет очень большую роль в фикшн подкастах, нередко он придумывается еще на этапе сценария.
Нон-фикшн подкасты
Спектр жанров в документальных, нон-фикшн, подкастах более широкий. От разговорных до тру-крайма, от детских, которые вовлекают ребенка в активные игры, до психологических, в которых обсуждают тонкости отношений. Саунд-дизайн в нон-фикшн подкастах играет скорее обрамляющую роль (джинглы, музыка, перебивки, отдельные звуки), а вся смысловая нагрузка ложится на ведущих и гостей подкастов.
Так как жанров нон-фикшн подкастов очень много, здесь мы рассмотрим только несколько основных — и именно на их примере поговорим о сценариях.
Разговорные
Одним из самых популярных разговорных подкастов 2024 года стал американский The Joe Rogan Experience. Чуть ли ни ежедневно к ведущему Джо Рогану в студию приходят гости и говорят с ним на какую-то тему. Например, перед выборами президента США к Рогану приходил кандидат в президенты, а теперь уже глава США, Дональд Трамп.
Основные характеристики подкаста Рогана: разговор не по сценарию, неограниченная длина эпизода, тема каждого эпизода отталкивается от гостя, отсутствие жесткого расписания выхода эпизодов. Это не классический подход к созданию подкастов этого жанра. Приводим его тут в пример от противного. Способностью «с колес» записываться могут похвастаться немногие люди (Роган — актер с большим стажем на радио и телевидении, он может себе позволить импровизировать). Большинству все же нужна подготовка, а именно план эпизода. Такой план и будет в случае разговорного подкаста вашим сценарием.
Что нужно сделать при подготовке:
— придумать тему выпуска и позвать гостя, которому есть, что сказать;
— подготовить и записать информацию о госте, важную для раскрытия героя по теме эпизода;
— иметь план разговора: о каких событиях и явлениях вы будете говорить, куда бы вы хотели направить разговор;
— иметь заранее прописанные ключевые идеи, мысли, чтобы с их помощью управлять разговором;
— следить за временем и направлять гостя, когда он начинает вязнуть или уходит вообще не туда;
План эпизода поможет вам не потеряться во время записи и быть готовыми к разным ситуациям при общении с гостем. Чем лучше вы подготовитесь, тем проще будет записать, а затем смонтировать эпизод.
Нарративные
В основу нарративных подкастов часто ложатся многофигурные истории с большим количеством поворотов. Чтобы рассказать такую историю интересно, но не утомительно и без лишних подробностей, нужно переписать ее в сценарий. И тут надо сразу подумать: будет ли это одна история, поделенная на несколько эпизодов — или одна история на один эпизод. Это зависит от вашего личного выбора и от объемности самой истории.
В подкасте «Конкуренты» каждый эпизод рассказывает об одном знаменитом соперничестве между известными брендами: Дюрасел и Инерджайзер, Пума и Адидас, Эппл и Самсунг и тд. Каждую из этих историй, наверняка, можно было бы рассказать в формате сериала, но авторы выбрали вариант: одно соперничество — один эпизод. Рассказывают с деталями, но быстро и компактно.
В подкасте «Кровь на струнах» восемь эпизодов по 30-40 минут рассказывают историю камбоджийского рок-н-ролла на фоне геноцида Красных Кхмеров. Безусловно, и этот сюжет можно было уложить в 30 минут одного эпизода, но авторы захотели углубиться и создать очень подробную историческую ретроспективу.
Какой бы путь рассказа историй вы ни выбрали, с таким форматом вам точно понадобится сценарий. Без него не получится собрать воедино множество мелких, но очень важных деталей, которые и сделают вашу историю интересной и запоминающейся.
Что стоит учесть в сценарии:
— композиция должна быть хорошо продумана, чтобы слушатель понял фабулу, не запутался в персонажах и получил удовольствие от прослушивания.
— не бойтесь убирать из истории лишнее (локации, персонажей, события, если они не «помогают» вашей истории), но не додумывайте ничего от себя ради красоты повествования и не обманывайте вашего слушателя — все-таки это подкаст про реальные события;
— пользуйтесь помощью историков и фактчекеров!
— нарративные подкасты особенно интересно слушать, если они наполнены деталями: кассета с музыкой, зажигалка главного героя, которую он пронес через всю историю. Но детали должны работать на историю. Сама по себе деталь без привязки к чему бы то ни было не зацепит слушателя, в то время как деталь, раскрывающая персонажа или ситуацию — останется со слушателем до конца истории;
— текст должен быть понятным и легко улавливаемым на слух. Откажитесь от сложных причастных и деепричастных оборотов;
— подкаст будет звучать динамичнее, если добавить в него документальные вставки, интервью свидетелей и историков;
Тру-крайм истории или подкасты, рассказывающие о каких-то научных открытиях, художественных произведениях, профессиях и тд. строятся по такому же принципу — они требуют сбора фактуры и написания сценария. Рассказать увлекательно и динамично историю без сценария практически невозможно. Особенно, если вы не хотите потратить на запись и монтаж очень много времени и денег.
Смешанные форматы
Хороший пример — подкаст «Давай голосом». Эпизоды выходят два раза в неделю, в каждом выпуске два ведущих обсуждают один журналистский текст, вышедший за последнее время и созваниваются с автором материала.
Подкаст сочетает в себе сразу несколько элементов из разных жанров: разговор, начитку текста с листа и интервью. У него нет прописанного заранее сценария, но есть созданная для всех эпизодов структура: интро и представление текста, начитка самого текста, созвон с автором и обсуждение с ним, аутро.
В частях с разговорами достаточно много импровизации, но закрепленная структура помогает сохранять форму и хронометраж для всего подкаста. Такой подход делает выпуски одновременно живыми и структурированными.
Другой пример смешанного подкаста — «Забытые в Америке». Два журналиста путешествуют по южным штатам США перед выборами Трампа, берут интервью у местных, обсуждают с экологами климатический кризис в регионе, с трампистами — грядущие выборы, с демократами — их страхи и надежды.
Для этого подкаста авторы провели большую подготовительную работу: придумали общую тему подкаста и на сколько эпизодов он будет разбит, составили план поездки, список интервьюируемых. Но предсказать на 100%, что будет происходить во время поездки было невозможно. Поэтому сценарий для подкаста писался после поездки. Авторы отслушали все материалы, собрали каркас истории, дописали вставки для ведущих и добавили документальные интервью из поездки. Таким образом получилось сохранить документальность, но задать структуру и сделать каждый эпизод главой в одном большом роуд-муви.
Для смешанных жанров мы бы советовали:
— придумать структуру (блоки), из которых будет состоять каждый выпуск;
— прописывать вставки для ведущих, которые будут объединять документальные/разговорные/не прописанные части;
— сохранять структуру из эпизода в эпизод;
— следить за качеством документальных/разговорных/интервью частей.
Вне зависимости от того, какой жанр для своего подкаста вы выберете, начинать работу надо с написания сценария или структуры/концепции/плана подкаста. Сценарий в любом из видов поможет вам структурировать мысли и донести информацию легко и интересно. А еще он поможет вам не выгореть!
*
В самом начале мы сказали, что сценарий помогает создателям подкастов продолжать работу над проектом долгие годы. Это действительно так. Когда у автора есть готовая схема работы, ему гораздо проще себя усадить за подготовку к эпизоду. Если же сценария или схемы работы нет, то выпуск каждого эпизода — это изобретение колеса с нуля. Всякий раз приходится тратить очень много сил на то, чтобы придумать, как будет устроен эпизод. Это довольно быстро сводит на нет желание заниматься этой работой.
Если вы используете сценарный план для своего проекта, вы можете записать его как таблицу или в любом другом удобном схематичном виде. Так вы сможете перед каждым эпизодом вписывать новые данные в таблицу. Работа будет наполовину автоматизирована, не будет вызывать фрустрации.
Если вы пишете полноценный сценарий для каждого эпизода, советуем разделить этот процесс на этапы. Сначала сбор фактической информации (может быть, у вас на проекте этим занимаетесь не только вы, но еще консультант/ресерчер). Затем по собранной информации пишется сценарий. Затем фактечекинг и редактура. Дробление большой работы на несколько небольших кусков поможет вам не вязнуть, не бояться и не прокрастинировать.
Главное, помните, что сценарий — это ваш друг! Именно он позволяет вам создавать самые интересные нарративы и цеплять слушателей. Возможно, даже Джо Роган, прежде чем стал самым популярным ведущим подкаста без сценария, прописал его концепцию на бумаге и до сих пор придерживается когда-то придуманного плана.