Френдли.Гайд

Френдли-фильмы к Новому году

Новогодние праздники — это не только время для традиционных фильмов с рождественскими чудесами и снежными пейзажами, но и прекрасная возможность познакомиться с чем-то новым, сложным и вдохновляющим.

Для тех, кто устал от «Иронии судьбы» и «Одного дома» — новый взгляд на праздники через неочевидные фильмы великих классиков Бергмана, Ромера, Кубрика, Кона, Пауэлла и Прессбургера, а также молодого российского режиссера Михаила Локшина. Эти фильмы не только подарят ощущение нового года, но и дадут пищу для ума, а может, смогут побудить и на смелые эксперименты! 

«Фанни и Александр» (1982, Ингмар Бергман)

Шведский классик снял один из самых эпичных рождественских фильмов, просмотр которого стал традицией во многих странах — например, в Швеции, Германии, Франции и Великобритании. Cуществует две версии картины – полная телевизионная (5,5 часов), которую Бергман признавал главной, и краткая кинопрокатная (3 часа). 

Действие фильма разворачивается в начале XX века. В центре сюжета — история семьи Экдаль, рассказанная глазами десятилетнего Александра и его младшей сестры Фанни. Счастливая и зажиточная жизнь детей в окружении любящих близких внезапно меняется после смерти отца. Мать, стремясь к стабильности, выходит замуж за епископа Вергеруса — строгого и жестокого человека, чьи правила превращают жизнь детей в мучение. Маленький Александр с его живым воображением и любовью к театру, ищет спасение в фантазиях, которые переплетаются с реальностью. Воспоминания о прошлом, любовь и сила творчества помогают Фанни и Александру преодолеть трудности, найти путь к свободе и счастью. Сцены семейного рождественского торжества, пышное застолье, роскошные интерьеры, игра света и теней, костюмы, передают идеальный праздничный дух, но «Фанни и Александр» стоит посмотреть и для того, чтобы напомнить себе, что семья и творчество — это источники силы и вдохновения. Фильм Бергмана вмещает в себя все, что человек может испытать во время праздников: волнение, удивление, грусть, товарищество, любовь, ненависть, обиду, опьянение, боль, удовольствие и разочарование.

«Ночь у Мод» (1969, Эрик Ромер)

Эрик Ромер – один из режиссеров французской «Новой Волны», один из самых ироничных авторов двадцатого века. Его рождественская драма «Ночь у Мод» рассказывает историю инженера и убежденного католика Жана-Луи (Трентиньян), чья жизнь состоит из строгих правил и моральных принципов. Действие фильма происходит в Клермон-Ферране накануне Рождества, где главный герой встречает Мод (Фабиан) — свободолюбивую, остроумную и раскрепощенную женщину. Оставшись в её доме, он оказывается перед выбором: поддаться соблазну плоти и провести ночь с хозяйкой, скомпрометировав свои высокие принципы, или, отвергнув «синицу в руке», продолжать надеяться на встречу и брак с непосредственной, чистой незнакомкой из церкви. Фильм наполнен философскими беседами о любви, верности, религии и риске. Для многих именно такого рода размышления о жизни — как раз то, чего хочется накануне нового года. Кроме того, «Моя ночь у Мод» говорит о том, как случайные встречи могут изменить судьбу, что прекрасно перекликается с праздничным настроением ожидания перемен.

The Guardian включила этот фильм в число лучших фильмов об отношениях мужчины и женщины.

«Лестница в небо» (Майкл Пауэлл и Эмерик Пресбургер, 1946)

Режиссерский дуэт Пауэлла и Пресбургера считается квинтэссенцией британского кинематографа. Недавно Мартин Скорцезе признавался им в любви в фильме «Сделано в Англии. Фильмы Пауэлла и Прессбургера» (Made in England.The Films of Powell and Pressburger, 2024). Их кино отличается визуальной изысканностью, тонкостью и оригинальностью и сухим английским юмором. «Лестница в небо» в оригинальном названии «Вопрос жизни и смерти» (А Matter of Life and Death), пожалуй, самый их британский фильм.

Эта романтическая фэнтези-драма рассказывает о пилоте Королевских ВВС Питере Картере (Дэвид Нивен), который, оказавшись на грани гибели во время Второй мировой войны, чудесным образом выживает и влюбляется в американскую радистку Джун (Ким Хантер). Правда, вскоре Питер узнает, что его спасение было ошибкой в небесной канцелярии, и теперь ему предстоит защитить свое право на жизнь перед загробным судом, одновременно сражаясь за свою любовь. 

В американском прокате этот фильм выпустили как раз на Рождество — и с тех пор показывают по телевизору на зимних каникулах. Фильм о втором шансе идеально соответствует атмосфере Нового года — временем обновления и надежды. Сочетание ярких кадров, снятых на красочную пленку Technicolor и загробной фантазии, снятой на черно-белую, создает ощущение сказки, делает фильм особенно подходящим для праздничного настроения. Как и предыдущие две рекомендации, «Лестница в небо» поднимает важные вопросы о любви, жизни, идентичности, смерти и смысле человеческого существования.

«С широко закрытыми глазами» (Стэнли Кубрик, 1999)

Новый год — время переосмысления и открытости к переменам, а последний фильм великого и ужасного Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» как раз исследует эти темы. Эта загадочная психологическая драма, основанная на эротической повести австрийского писателя Артура Шницлера «Новелла о снах» рассказывает о Билле Харфорде (Том Круз), успешном враче, который после признания своей жены Элис (Николь Кидман) в тайных фантазиях отправляется в ночное путешествие по Нью-Йорку в мир запретных желаний, соблазна и экспериментов. 

Блуждания главного героя напоминают нечто среднее между сном и реальностью. Действие фильма разворачивается в предрождественский период, сцены с мерцающими уличными украшениями и темными интерьерами создают контраст между внешним праздником и внутренним конфликтом героев. Кубрик отказался от студийного осветительного оборудования и сделал упор на естественные источники освещения. Но поскольку люстры и огни рождественских ёлок не давали достаточно света, оператор фильма Ларри Смит дополнительно использовал китайские бумажные лампы, которые усиливали потустороннюю атмосферу. 

Режиссер умер за несколько месяцев до выхода ленты в прокат. Фильм имел коммерческий успех, собрав в прокате 162 миллиона долларов и став самым прибыльным проектом Кубрика. После выхода картины на экраны исполнители главных ролей Том Круз и Николь Кидман расстались. В качестве причины развода журналистами называлось вживание в роль уставших друг от друга супругов в этом фильме!

«Однажды в Токио» (Сатоси Кон, 2003)

В ещё одно путешествие по рождественскому городу — но уже по Токию, а не по Нью-Йорку — можно отправиться благодаря фильму рано ушедшего классика японского аниме Сатоси Кона. Его трогательная трагикомедия «Однажды в Токио» рассказывает о трех бездомных героях (в оригинальном название «Крестные отцы Токио»), которые находят в мусорке брошенного младенца и вместе решают найти его родителей. 

Бывший алкоголик Джин, трансгендерная женщина Хана и сбежавшая из дома девочка-подросток Миюки – настоящие неудачники, их путешествие через весь город наполнено неожиданными приключениями, тяжелыми испытаниями и чудесными открытиями, которые заставляют героев переосмыслить свои жизни и отношения друг с другом. Кон обращается к теме распада семьи и с невероятной виртуозностью вплетает ноты трагедии и меланхолии в ткань святочного рассказа. История показывает, что семья — это не только кровное родство, но и связь, которая создается в трудных жизненных обстоятельствах. 

Фильм отсылает к классической библейской истории о трех волхвах, которая не раз интерпретировалась в литературе (Питер Кайн «Три крестных отца») и в кино (наиболее известная экранизация – вестерн Джона Форда 1948 года) и исследует темы добра, надежды, прощения и силы человеческих связей — всё, что так близко духу праздников.

«Серебряные коньки» (Михаил Локшин, 2020)

Наконец, российский фильм, который смело может заменить «Иронию судьбы» в новогодние каникулы. «Серебряные коньки»* — российская романтическая мелодрама 2020 года с элементами приключения, действие которой разворачивается в преддверии Нового года в Санкт-Петербурге конца XIX века. 

Фильм рассказывает историю Матвея (Федор Федотова), сына фонарщика и талантливого курьера, доставляющего торты на коньках по замороженным каналам, и Алисы (Софья Присс), дочери богатого чиновника, увлекающейся наукой и стремящейся к свободе. Они случайно встречаются и, несмотря на разницу в социальном положении, влюбляются друг в друга. 

Зимний Петербург с его заснеженными улицами, яркими огнями и ледяными каналами создает сказочное настроение, идеально подходящее для праздников. Но дебют ныне скандального режиссера «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина, уехавшего из России в США в 2020 году, не такой уж безобидный: он затрагивает важные социальные темы, включая гендерное равенство и стремление женщин к независимости. На первый взгляд сказочное историческое кино рассуждает на тему феминизма и социального неравенства. Главная героиня, ищущая свободу и самореализацию — Алиса, дочь влиятельного чиновника — живет в обществе, где женщинам отводится роль послушных жен и дочерей. Однако она мечтает заниматься наукой, изучать химию и быть независимой. В фильме также показывается, как классовые ограничения мешают представителям низших слоёв общества реализовать свои мечты. 

«Серебряные коньки» — это не только зимняя сказка, но и вдохновляющая история женской силы. Этот фильм напоминает о том, что вера в себя и стремление к своей мечте могут преодолеть любые барьеры — будь то в XIX веке или в наши дни.

Кстати, в этом фильме снималась Френдли-автор: Марго Адаева!

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности