Френдли.Герои

Антон Алексеев: «Современный театр помогает нам оставаться людьми»

Антон Алексеев — исследователь театра, куратор и преподаватель. Он читает лекции о современном театре и его истории, ведет онлайн-курс «Лаборатория театральной рефлексии», где вместе со слушателями ищет новые способы разговора об искусстве, и говорит о театре на доступном широкой аудитории языке в коротких роликах и в Телеграм-канале «театр коммуникации».

Сейчас Антон живет в Казахстане, где изучает местный театральный процесс. Автор также запустил проект «Любитель драм», в котором рецензирует пьесы как независимый эксперт, а ещё планирует начать вести стримы о театре. Для поддержки всех своих идей он открыл сбор на Френдли. ДЛя нового материала в нашем цикле о релокантах Антон Алексеев рассказал, почему он считает театр «важнейшим из искусств», как можно понимать спектакли, не зная языка, на котором они поставлены, и зачем сегодня продолжать говорить об искусстве.

Россия → Казахстан

Театральная критика как смысл

Меня с детства увлекал театр: я ходил в различные студии, кружки — и в итоге решил поступать в колледж культуры. Планировал стать режиссером, но потом поставил пару спектаклей, и мне самому как критику они не понравились. Понял, что хорошего режиссера из меня не выйдет. 

Но я хотел остаться в театре и решил к нему подступиться с другой стороны — поступил в Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге на театроведа и театрального критика. Это оказалось точно «моё»: театральная критика стала для меня работой, хобби и вообще всем на свете. 

В студенческие годы я много писал о разных спектаклях на своей странице в Facebook, публиковался в “Петербургском театральном журнале”, портале “Фонтанка”, журнале “Сцена” и других изданиях. Но работа исключительно театральным критиком редко приносит доход, на который возможно жить в России — нужно искать смежный заработок. Кто-то из моих коллег становится преподавателем, кто-то куратором или продюсером. Я выбрал второй путь и начал сотрудничать с российскими театрами. Год прожил в Красноярске, несколько месяцев в Твери и Нижнем Новгороде. Последней работой в России была должность начальника отдела по связям с общественностью Нижегородского ТЮЗа.  

«Театр для чайников»

В 2020 году, когда оканчивал университет, я захотел попробовать другой формат и заодно структурировать свои материалы во что-то более цельное — и завел Телеграм-канал. Раньше писал там только о спектаклях, а сейчас больше всего о современной драматургии.

Не так давно запустил в канале также рубрику  #любительдрам. Это небольшой проект, в котором я поддерживаю современных драматургов: любой человек, который написал пьесу, может прислать ее мне, и я дам ему обратную связь. С его позволения также могу опубликовать отрывок из текста в своем канале и сказать подписчикам, почему его стоит прочитать.Тут важно, что в отличии от конкурсов драматургии вроде «Ремарки» и «Любимовки», я не делаю никакой отбор, а работаю с каждым текстом вне зависимости от того, кем он написан. Хотелось бы, чтобы этот опен-колл вырос до небольшого фестиваля, который стал бы мостиком между зрителями и драматургами.  

Другой мой проект — онлайн-курс «Лаборатория театральной рефлексии», который мы этим летом запустили совместно с философской школой «ArsNoetica». На нем мы учились, как получать удовольствие от театра, через отзыв о нем. Курс был пробный — четыре занятия, на которых был синтез теории и практики. Обычно в первой половине занятия я читал небольшую лекцию, а во второй половине мы пробовали что-то делать. Слушателей было восемь человек, но самое поразительное — это география, откуда они: Лондон, Астана, Алматы, Москва, Челябинск. В будущем планирую повторить курс, чтобы и дальше искать новые способы анализировать искусство.

Еще я пробовал выкладывать короткие видео из серии «театр для чайников» в Инстаграм и Тик-ток: в них я рассказывал что-то интересное про документальный театр, про аудиоспектакли, про то, как режиссеры интерпретируют литературу. Теперь хочется попробовать записывать более длинные видео: вести прямые эфиры на Youtube, разговаривать о российском, казахстанском и мировом театре. Мне хотелось бы, чтобы такие проекты помогали театру находить новую аудиторию. Но сейчас любая публичная навигация по важным для меня спектаклям в России может их погубить, так что сейчас я в первую очередь направляю внимание на театры города, в котором живу. 

В театре нет языкового барьера

В 2022 году я переехал в Казахстан. Хотел продолжить здесь работу в театре, но пока не вышло. Стал искать новую работу, и мне пришлось сменить сферу деятельности — теперь я пишу спортивные новости на русском языке в одном из местных информационных агентств. Но театр я не бросаю: продолжаю вести канал, где пишу теперь и про местные спектакли. Постановок на русском в Астане почти нет, большинство смотрю на казахском.

Удивительно, но, чтобы понять и оценить спектакль, вовсе не обязательно знать язык, на котором он поставлен. То как работают артисты, какими методами режиссер создает действие, ясно и без слов. Мне неважно, на каком языке говорит актер — я вижу, честно ли он работает на сцене или переигрывает. Вижу, следит ли постановщик за современными тенденциями, знает ли, что такое, например, документальный театр или до сих пор воспринимает театр только как психологическую драму советского «пошива». Опирается ли сценограф на опыт своих европейских коллег, или его декорация — это что-то общее, ничего особо не означающее и в целом скука.

Я также стал делать подборки, на какие спектакли стоит сходить в Астане. Здесь есть интересные постановки, хотя в целом театров не так много, и, к сожалению, совсем нет частных. Именно такие театры, как правило, задают тон экспериментам. А вот в Алматы много частных театров — этот город мне больше напоминает Санкт-Петербург. 

Вообще в Казахстане довольно активная театральная жизнь, но, например, нет такой единой большой премии, как “Золотая маска”. Возможно, это неплохо — централизация могла бы навредить интересным проектам и выстроить иерархию. Но, с другой стороны, многие театральные инициативы в регионах остаются незамеченными, не получают такого внимания, которое заслуживают. И в целом в театр здесь ходит существенно меньше людей, чем в России. О нем почти не пишут местные СМИ. Я пытаюсь предлагать коллегам темы для материалов — ничего не берут: не проходит через внутренние фильтры редакций, новости про театр интересны очень локальной аудитории. В России же всё наоборот, там театр всегда присутствует в медиаполе.

Мне кажется, на постсоветском пространстве значимость театра обусловлена тем, что на него был сделан акцент в машине пропаганды СССР — он тоже был “важнейшим из искусств”. А потом эта традиция продолжилась, но не во всех странах в том же масштабе. В России театр продолжил играть большую роль в общественной жизни. Деятели театра там берут на себя функции, которые по идее должны выполнять другие люди. Например, проблемы с журналисткой, цензура — появился Театр.doc, где говорят о том, о чём в СМИ нельзя писать. Проблемы с акционизмом, недостаток современного искусства — это стало реализовываться в театре. 

Зачем открыл сбор

Сейчас я хочу иметь возможность заниматься театром в свободное от основной работы время, и для этого я обратился к краудфандингу. Мне случайно попался пост о платформе Френдли, и ее идея показалась интересной.

До этого у меня уже был успешный опыт в краудфандинге: недавно я объявил в соцсетях “сбор” для себя, описав все свои проблемы после переезда — и люди мне помогали. Я подумал, что, может, кто-то захочет, чтобы у них была возможность меня поддержать в любой момент, а не только, когда я попросил. И зарегистрировался на Френдли.

Я уверен, что для успеха краудфандинговой кампании надо объявлять сбор на что-то конкретное. В моем сборе сейчас этого нет, поэтому меня не поддерживают. Думаю написать, что мне нужна аппаратура для съемок видео: микрофон, свет, камера. Возможно, тогда сбор «взлетит» — у него будет понятная для людей цель.  

Театр сегодня — это «точка спасения»

Самое сложное для меня сейчас видеть то, что происходит с российским театром. Я был уверен: те, кто занимается этим искусством, не могут быть против человека, они придерживаются принципов гуманизма. Но это оказалось неправдой, и это противоречие я до сих пор пережить не могу. С другой стороны, происходящее в стране доказывает важность театра: получается, его роль в РФ настолько велика, что даже государство воспринимает его как нечто значимое, и за спектакли сажают.  

Я по-прежнему хочу связывать свою деятельность с театром и верю, что он нужен людям. Как говорится в одной глупой шутке: без театра мы все умрем, а с ним — тоже, но не так драматично. Театр — это возможность познакомиться с интересными людьми, здесь можно создать целое комьюнити. Театр может стать инструментом общественных изменений. И главное, я по-прежнему верю, что театр — это про гуманизм. Были, есть и будут люди, которые говорят в театре о таких проблемах, которые помогают нам всем оставаться людьми. 

А еще современный театр берет на себя функцию психолога, позволяя тебе лучше узнать самого себя. Например, сейчас, в тяжёлое время, театр — точка спасения, куда ты приходишь отвлечься от происходящего за окном. Он поддерживает тебя, и тебе становится легче жить. И наоборот, во времена, когда кажется, что все хорошо — театр говорит тебе: обрати внимание на такую проблему, она есть.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности