Френдли.Герои

Алла Данишевская: «В каждой работе мы придумываем новый художественный язык»

Алла Данишевская — актриса и одна из основательниц петербургского театра «Открытое пространство». Ирина Михайловна из рассказы Дины Рубиной «Любка», жена Всеволода Мейерхольда Зинаида Райх, Кормилица и Леди Монтекки – далеко не полный список её ролей. На Френдли Алла объявила сбор на новую постановку театра «Открытое пространство» — «Сцены супружеской жизни» по киносценарию Ингмара Бергмана, в которой она играет вместе с мужем и дочерью.

Мы поговорили с Аллой о том, каким разным бывает театр и почему спектакль может оказаться терапией и для его создателей, и для зрителей.

Как стала актрисой

Я мечтала о театре с детства. Но я из семьи физиков — профессия актрисы у нас всерьез не воспринималась. Поэтому первое образование у меня другое — я окончила экономический факультет Петербургского университета, а потом отработала пять лет в юридической компании. Но любовь к театру не ушла. И после того, как я «отчиталась» перед родителями, я поступила на актерско-режиссёрский курс Григория Михайловича Козлова в СПбГАТИ. В 2005 году я его закончила, и с тех пор снимаюсь в кино и играю в театре.

Как появился театр «Открытое пространство»

У других мастеров обучение на актеров и режиссёров идёт раздельно, у каждого своя программа. Но у нас на курсе Григория Михайловича было не так: актеры также получали режиссёрские азы, делали так называемые “зачины”, а режиссеры дополнительно ставили с актерами спектакли. Из нашего курса в результате выросло несколько режиссёров.

После выпуска мы продолжили играть наши спектакли на сцене учебного театра. Но потом нам перестали давать эту площадку — и в 2006 году мы решили организовать собственный театр — так появилось «Открытое пространство». У его истоков стояла инициативная группа, но позже многие из тех, кто в неё входил, пошли по другому пути, — и дальше этот корабль вела уже я сама.

«Открытое пространство» — это мое детище. Сначала меня назначили директором театра, и первое время я занималось вообще всем. При необходимости была и монтировщиком, и пиарщиком. Потом собралась команда, которой можно было делегировать некоторые обязанности, но и сейчас я и актриса, и продюсер, и занимаюсь всем, чем угодно, вплоть до закупки реквизита и технических мелочей. Правда, я пока не вижу себя режиссёром — хотя, чем больше находишься в профессии, тем сильнее желание высказаться.

Что отличает «Открытое пространство» от других театров

В институте мы жили мечтой о cобственном театре. У нас был уникальный курс — нас учили взаимопомощи и поддержке, а не тому, что каждый сам за себя и нужно расталкивать других локтями. Мы были настоящей бандой, курс-кулак, как про нас говорили. И когда мы выпустились, мечта о театре, своей площадке, никуда не ушла. Но долгое время её не получалось реализовать – никак не складывались звезды. Наш театр был кочевым, мы выступали на разных дружественных площадках. А год назад мы, наконец, получили от города свое помещение на Моховой улице. Мы шли к этому больше 15 лет! Сейчас приводим его в порядок и начинаем обживать.

Может быть, у нашего театра не очень оригинальное название, но оно отражает суть — мы открыты разным течениям и экспериментам. Обычно во главе театра стоит режиссёр, который так или иначе определяет репертуар — это либо его спектакли, либо постановки, которые отвечают определенной художественной манере, близкой ему. Худрук — это лицо театра, который он возглавляет. Если мы говорим про Малый драматический театр, — это Лев Додин, БДТ — это Могучий, Молодежный театр на Фонтанке — Спивак.

Но у нас в «Открытом пространстве» нет художественного руководителя. В какой-то степени я исполняю эту роль. Но я стараюсь приглашать разных по художественному языку и взглядам режиссёров. И наши спектакли, как мне кажется, очень различаются между собой: у нас есть классические и современные постановки, кукольные спектакли, «нарисованный театр», пластика. В каждой работе мы придумываем новый художественный язык — мне кажется, в этом наша изюминка.

Про премьеру спектакля «Сцены супружеской жизни»

Сейчас мы работаем над спектаклем «Сцены супружеской жизни» по известному киносценарию Ингмара Бергмана — сам Бергман снял по нему сериал, который потом был перемонтирован в фильм, недавно его также экранизировали на HBO.

Мы сильно сократили и переработали сценарий Бергмана — поэтому на афишах пишем, что спектакль поставлен «по мотивам».

Мы рассказываем историю взаимоотношений супружеской пары, которая переживает разные периоды – от счастливых лет в начале до развода в конце. В этом спектакле всего три героя: жену играю я, мужа — мой муж Анатолий Журавин, их ребенка — наша дочь Лия. Хотя в фильме Бергмана дети этой пары не появляются, в сценарии они присутствуют — и режиссёр Роман Габриа решил, что присутствие ребенка в спектакле добавит ему органики и живости.

Мы хотели подняться над мелодрамой — наш спектакль не про бытовые подробности из жизни семейной пары; мы не полощем их грязное белье, а рассказываем о том, что происходит у них внутри. О семье как космосе, в котором все взаимосвязано, и неизвестно, как отзовется каждое неаккуратно сказанное слово.

С режиссёром Романом Габриа мы уже несколько раз работали – и он всегда делает все по-новому, все его спектакли отличаются между собой – он всегда изобретает новый язык. В случае со «Сценами супружеской жизни» это абсолютно документальное, кинематографическое существование на сцене. Мы показываем жизнь как она есть, без всякой театральности.

На что запустила краудфандинг

Премьерные показы спектакля «Сцены супружеской жизни» пройдут уже в апреле, но работа над ним идет на общественных началах: ни режиссёр, ни техническая команда ничего за неё не получали — надо с ними расплатиться. Кроме того, остаются материальная часть, декорации и техника, — нужно покрыть и эти расходы, и на них мы объявили сбор.

У театра есть странички в соцсетях, где мы делимся нашими новостями, в том числе рассказываем нашим подписчикам о возможностях нас поддержать. На своих личных страницах я тоже пишу о событиях из жизни театра — и оставляю ссылку на наш сбор на «Френдли».

Три главных спектакля с участием Аллы Данишевской (по ее собственной версии)

Все три идут в театре «Открытое пространство»

«Любка», режиссёр Иван Латышев

Это ранний спектакль, который стал для меня знаковым. Его поставил друг нашего мастера Иван Латышев – и в каком-то смысле он был для меня продолжением учебного процесса. Мы играем его с 2012 года, за это время я прошла внутри спектакля большой путь, благодаря этой роли (Алла Данишевская играет Ирину Михайловну – Friendly) открыла для себя важные вещи в профессии.

Когда в самом начале работы над спектаклем мы договаривались с Диной Рубиной об авторских правах, она отказывалась его смотреть, говорила, что лучше, чем она сама, никто её произведения не поймет. Но когда нам удалось показать этот спектакль в Израиле, где живет Дина Рубина, она все же его посмотрела – и приняла его на 200%. Для нас это большая победа.

«Мейерхольд», режиссёр Роман Габриа

Еще одна знаковая для меня в профессиональном плане роль. В этом спектакле я играю жену Всеволода Мейерхольда Зинаиду Райх. Это «нон-фикшн спектакль», как его назвал режиссёр Роман Габриа, — он поставлен по дневникам, воспоминаниям Мейерхольда, документам тех времен. Мы рассказываем про последние, трагические годы жизни Мейерхольда и Райх, когда они стали жертвами режима.

Этот спектакль — полная противоположность «Любки», в нем использован совершенно другой режиссерский язык. Если «Любка» — это традиционный драматический театр, то «Мейерхольд» — театр экспериментальный, использующий современные средства выразительности: видеопроекции, саунд-дизайн.

«Деревня канатоходцев», режиссёр Яна Тумина

Это семейный спектакль – его могут смотреть зрители от семи до 120 лет, он подходит и для детской, и для взрослой аудитории. На первом плане там сказка — и хотя спектакль поставлен по дагестанским легендам, эту сказку придумали мы сами. «Деревню канатоходцев» наша публика очень любит, это настоящий подарок из света, добра и надежды, люди всегда выходят после него очень одухотворенными. И сейчас, в непростое время, он оказался особенно востребованным.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности