Александр хочет показать, что среди нас гораздо больше нормальных людей, готовых помогать другим, чем можно было бы подумать. Своими проектами Мурашёв хочет вырвать людей из круга повседневных забот и показать, что жизнь не ограничивается рутиной. Основатель «Нормальных людей» долго думал над тем, чтобы открыть сбор на «Френдли» — и сейчас видит для себя в краудфандинге поддержку и опору. В интервью нашей платформе Александр Мурашёв рассказал как находить необычных героев, организовать масштабные съемки, почему нормальные люди не такие обычные, как кажется, и в чем состоят принципы конструктивной журналистики.
В поисках смысла
Всю жизнь я мечтал быть писателем, и это лучше всего у меня получалось, но путь к писательству вышел тернистый. Я прошел через телевидение, редакцию бизнес-журнала, программу об автомобилях, где мы снимали красивые машины в разных странах, но это не приносило мне удовлетворения. Ты понимаешь, зачем ты это делаешь, всем участникам проекта приятно, но практического смысла в этом нет.
Поэтому в 2013 году я начал собственный проект, который до сих пор, как чемоданчик, ездит со мной из года в год из страны в страну. Это проект «Нормальные люди». За десять лет я нашёл 300-400 историй совершенно разных людей. Например, человека, который обошел всю Землю пешком, чтобы избавиться от депрессии. Или одному из моих героев было одиноко в США, он повесил флаер со своим телефоном и просьбой позвонить, если вам тоже одиноко, и ему в итоге позвонили 150 000 человек.
Я искал эти истории, общался с этими людьми, писал заметки, они очень хорошо расходились в интернете. Группа «Нормальные люди» очень быстро набрала 200 тысяч человек — и сейчас там можно найти много вдохновляющих историй.
Затем я аккумулировал весь свой опыт и издал цифровую книгу, которая вышла в издательстве Splash. И теперь, уже три года как, «Нормальные люди» существуют в качестве канала на Youtube.
Изначально моей идеей было находить самых разных людей, которые бы показывали на своем опыте, что можно решать общие человеческие проблемы. Однако постепенно я начал понимать, что в этих героях я нахожу ответы на собственные вопросы: для чего я живу, в чем смысл жизни, как стать счастливым. Всё меньше это становилось работой и больше дневником моих личных переживаний.
Нормальные люди в Другой школе
У меня всегда была идея, что проект «Нормальные люди» достоин стать серией документальных фильмов. При этом я заметил, что многими моими героями становились учителя. Они были этакими Джонами Китингами из «Общества мертвых поэтов» (в фильме Питера Уира Робин Уильямс играет необычного учителя английской литературы Джона Китинга, который призывает своих учеников не бездумно повторять слова из учебников, а думать своей головой, творить и найти свой уникальный голос). Учителя приходили в школу не потому что больше некуда было пойти, или потому что, как говорили в советское время: «Нет дороги — иди в педагоги». Более того, в 2016-2017 годы было такое время, когда в системе российского образования постепенно нарастал кризис, но еще не было такого интереса к образованию. Не было конференций, понятного вектора развития, школы морально устарели, и их было мало.
Тогда стало понятно, что хочется собрать своеобразную базу о том, что можно и нужно преподавать. Так в рамках проекта «Нормальные люди» родился проект «Другая школа». С тех пор у меня два чемоданчика, которые за мной ездят. Они меняют форму. Например, с 2019 года на радио «Маяк» у меня была передача «Другая школа», в которой обсуждалось множество аспектов современного образования — от родительский собраний до буллинга. Также я опубликовал две книги, а сейчас мы делаем цикл передач для канала «Настоящее время».
Между загнанной лошадью и помощью другим
Мы начинали наш проект на Youtube три года назад с одним большим фондом, и без них я вряд ли бы решился. Масштаб, который я представлял себе в голове, и съемки, которые планировал делать, вряд ли были бы возможны без больших финансовых инвестиций, потому что стоимость этого проекта изначально была запредельная. И дело не только в самом производстве, но и в продвижении, потому что мы получили рекламные слоты, которые при других обстоятельствах точно бы получить и окупить не смогли бы.
С фондом мы очень хорошо сошлись в наших общих идеях и замыслах, в моем видении проекта. Получилось так, что есть человек, который постоянно бежит куда-то на пределе сил, как загнанная лошадь, а есть человек, который вдохновляет своим примером и имеет силы помогать другим. Между ними есть небольшая дверка, и эта дверка проект «Нормальные люди». Вот такой у меня был рисунок в голове.
Вырваться из круга повседневности
Есть такой уличный художник Денис Тоф, и у него была серия работ «Золотые слова». В центре Петербурга он написал три строчки: «Счастье вдруг, есть только мир, I just called to say». Я его спросил, что он имел под этим в виду. И он мне объяснил, что каждый из нас живет в этаком круге: наша личная жизнь, работа, новости, которые становятся с каждым годом все ужаснее.
И вот ты в этом круге вертишься и забываешь, зачем ты вообще живёшь, встаешь утром на работу механически, а потом скользнул взглядом по стенке, прочитал эту фразу, и у тебя ещё час хорошая песня играет в голове. И ты как будто на какой-то момент вырываешься из этого круга. Для меня проект «Нормальные люди», по крайней мере, в первые годы существования был возможностью выскочить из этого круга, по которому мы все бежим. Пережить небольшой опыт и в идеале другими вернуться в повседневную жизнь.
В проекте есть ирония, потому что часто наши герои делают что-то правильное и простое, но мы восхищаемся ими, потому что они как будто сделали что-то экстраординарное. Классический пример — ребёнок провалился под лед, двое человек кинулись его спасать и спасли. У этой истории 50 тысяч репостов, но когда ты задумываешься об этом, сразу возникает вопрос — а как иначе можно было себя повести? В этом и заложена некая ирония — в потери этой самой нормальности в словах и поступках, и как мы их оцениваем.
Камеры, как у Соррентино, и ад согласований
Когда мы начинали, у нас был такой добротный телевизионный подход. Я пытался один раз подсчитать, сколько людей были задействованы в производстве одного выпуска и насчитал 26 человек, при этом 18 из них были на площадке. У нас было шесть камер, гримёр и так далее. Когда мы снимали Бориса Гребенщикова, мы снимали его на камеру RED, которую, например, использовал Паоло Соррентино при съемках сериала «Молодой папа». Эта съемка стоила как документальный фильм. Мы выстраивали студию для Гребенщикова в течение 12 часов. Если вы посмотрите выпуск, там каждый сантиметр выстроен так, что там нет ничего случайного.
Подобная история сейчас, по понятным причинам, невозможна. Возить с собой 20 человек и оборудование может позволить себе только группа Depeche Mode. Это было бы слишком дорого. Сейчас у нас мобильная команда, состоящая из трёх человек. При этом часто сложность состоит даже не в самой съемке, а в её организации.
Если говорить про школы, то мало кто понимает, что создать один выпуск на Youtube, рассказывающий о, например, европейских школах, в 50 раз сложнее, чем договориться об интервью. Если с героем ты можешь договориться и в худшем случае пройдешь какой-то изначальный отбор, то со школами это адская работа. Это и раньше было непросто, потому что требовало согласований и договоренностей. А сейчас — ещё сложнее.
Например, когда мы делали программу про школы в Германии, мы начинали согласование съемок за пять месяцев до нашего приезда. Нам нужно было подавать не только список съемочной группы, но список наших активностей и примерный сценарий в муниципалитет. При этом если в школе, например, 1000 учеников, вся эта тысяча учеников должна быть согласна на съёмки. И я могу даже понять директоров, которые не хотели этим заниматься, потому что это очень много усилий ради одного дня съемок.
Краудфандинг как четвертая ножка у стула
Я очень долго собирался запуститься на Френдли, долго на это решался, и вот в одном из наших видео мы наконец-то это сделали и рассказали про сервис и наше участие в нём. Конечно, пожертвования не смогут полностью окупить нам съемки, но в то же время это важная часть процесса.
У стула есть четыре ножки, и краудфандинг — одна из них. Мне вообще очень непросто обращаться к зрителям и просить о помощи, у меня очень тяжело это идёт, поэтому я долго это откладывал. Пока для меня это эксперимент, хотя опыт показывает, что это действительно работает.
В первый раз я попробовал краудфандинг на свой день рождения, когда каким-то чудом всё получилось в миллион раз лучше, чем я планировал. Я даже напрямую не сказал, что нам нужна помощь, но люди сами догадались и откликнулись. Даже возник частный инвестор, которые перечислил деньги, и это была очень хорошая история, за которую я сильно благодарен. Тогда мне это сильно пригодилось, и я хочу посмотреть, к чему это приведет сейчас.
Не трагедии — а герои, не проблемы — а решения
Сейчас название «Нормальные люди» получило еще одно коннотацию, потому что явно число нормальных людей в кругах тех, кого я знаю, поубавилось. В принципе ряды знакомств у большинства, я думаю, поредели, поэтому мне сейчас кажется правильным направление «Другой школы».
Образование — один из последних инструментов, который у нас остался. Когда я писал книгу «Другая школа», я рассказывал о такой школе La Source. Это организация, которая считала, что после Второй мировой войны им нужно воспитать новое поколение людей, которое не захочет больше воевать.
В каком-то смысле у образования именно такая задача — воспитать новое поколение людей, которое здорово ментально. И в это понятие многое вкладывается: начиная от границ общения друг с другом и заканчивая нежеланием завоевывать соседние страны. Более того, своим проектом я хочу аккумулировать максимальное количество конструктивной журналистики, когда ты даешь не трагедии, а героев, и не проблемы, а решения, потому что людей, которые говорят о том, как сейчас все плохо, достаточно и без меня. Сейчас моя главная задача — завершение сезона «Другой школы». Мы уже рассказали про школы в Эстонии, Германии и Дании. По плану нам осталось рассказать про образование в четырех странах, то есть снять еще четыре эпизода. Для «Нормальных людей» мы тоже планируем большой проект, но он пока находится в разработке, поэтому я держу его в секрете. Чуть позже я обязательно про него расскажу!