Баскиа (Basquiat), реж. Джулиан Шнабель
Аутентичный байопик легендарного афроамериканского стрит-художника и живописца, слава к которому пришла уже после его смерти. История Баскиа — случай появления человека в нужное время и в нужном месте: в разорённом и грязном субкультурном Нью-Йорке, где маргиналы высказывались уличным искусством. Вовремя замеченный Энди Уорхолом, Жан-Мишель Баскиа ненадолго стал главной сенсацией художественной жизни Америки, но к этому моменту он уже был драматически поломан необходимостью выживать и сильными зависимостями. Правдивая драма о том, как горячий талант требует признания в моменте, чтобы творческие силы могли быть реализованы при жизни, а не признаны посмертно.
«Лайф» (Life), реж. Антон Корбайн
Подлинная история легендарного фотографа американского журнала Life Денниса Стока и его встречи с восходящей звездой Голливуда Джеймсом Дином. В середине 20 века именно документалисты журнала Life правили бал в мировой фотографии. Один из самых известных фотографов издания получает не свойственное ему задание — отправиться с юной кинозвездой Джеймсом Дином на его родину в американскую глубинку и показать всему миру корни молодого секс-символа. Из этой поездки образуется одна из самых красивых портретных фотосерий в истории Life и глубокая дружба между фотографом и его героем — всего лишь мальчиком, сбежавшим от провинциальной безнадёги, жестокого отца и сокрушительной бедности.
Цвет граната (Sayat-Nova), реж. Сергей Параджанов
Уникальный шедевр сюрреализма в советском кино и настоящее мировое достояние — поэтическая биография армянского поэта Саят-Новы глазами его соотечественника Сергея Параджанова. Дословно не цитируя поэта (ведь это и невозможно), Параджанов пытается передать армянскую визуальную культуру и символизм через запоминающиеся визуальные рифмы и образы: природу, костюмы, письменность, характерные обряды и местных людей. В бессюжетном «Цвете граната» черпали вдохновение десятки режиссёров-классиков, а мизансцены с источающими сок гранатами, кружевами и книгами стали хрестоматийными. Уникальный пример завораживающего кино, которое имеет куда больше общего с поэзией и музыкой, нежели с классическими канонами движущихся образов. Подлинно лирический кинематограф.
Мозг изобретателей (The Creative Brain), реж. Дэвид Иглмен
Недлинный и исчерпывающий фильм-интервью с творческими людьми из разных сфер посвящён тому, как устроен процесс придумывания и создания чего-то нового с нуля. Автор фильма — нейрофизиолог Дэвид Иглмен, решивший взять интервью о том, что такое креативность, у людей, которые его вдохновляют. Среди спикеров — писатель Майкл Шейбон, артистка Граймс, актёр Тим Роббинс, музыкант Ник Кейв, нанотехнологи и архитекторы, методисты и керамисты: суперзвёзды чередуются с не очень известными людьми, живущими своим творчеством в первую очередь для себя, а не для славы. Главная идея фильма в том, что творчество — не что-то загадочное, а изначально необходимое и свойственное человеку, и любая идея и её проработка являются частью творческого мышления и признаком инновации, даже самой незначительной.
Абстракция: Искусство дизайна (Abstract: The Art of Design)
Захватывающий телесериал Netflix, раскрывающий глаза на очевидное: повсеместность абстрактного мышления в предметах вокруг нас. В 14 профайлах современных дизайнеров раскрывается суть технологических и креативных приёмов в прикладном искусстве — от архитектуры и типографики до арт-инсталляций и сценического дизайна. Среди героев — важнейшие творческие единицы в современной визуальной культуре, будь то художник Олафур Элиассон или создатель кроссовок Nike Air Jordan. Главное достоинство сериала — отображение самого рабочего процесса от идеи к воплощению: так абстрактные идеи становятся чем-то конкретным, видимым и осязаемым.
Минимализм: Документальный фильм о важных вещах (Minimalism: A Documentary About the Important Things), реж. Мэтт Д-Авелла
Бодрый документальный фильм против компульсивного потребления, шопоголизма и материалистической культуры. Главные герои дока — западные люди среднего класса, принципиально отказавшиеся от бОльшего количества вещей. Они сократили расходы на жильё и товары потребления и пожертвовали комфортом и роскошью ради ощущения лёгкости и мобильности. Проблема, которую акцентирует фильм — разочарование и чувство неудовлетворённости, сопровождающие консьюмеризм. Как изменится жизнь, если оставить в ней только самое необходимое? От чего можно отказаться ради защиты природы, собственного спокойствия и лёгкости? И почему самое главное в жизни — это не вещи? Ответы — в интервью Мэтта Д-Авеллы с современными минималистами.
Одержимость (Whiplash), реж. Дэмиан Шазелл
Выдающаяся саспенс-драма о молодом барабанщике и его жестоком наставнике — один из самых успешных дебютов в истории современного кино с неподражаемым ритмом. Главный герой, молодой музыкант, выбирает себе брутального наставника, чтобы стать первоклассным джазовым барабанщиком, но в противостоянии с ним и круглосуточном трудоголизме приближается к нервному срыву. Точный и важный фильм об ученичестве в творческой профессии, синдроме самозванца и перфекционизме, которые могут погубить даже самый яркий талант. А ещё — спасительное психотерапевтическое кино, способное восстановить после провалов и вернуть разочарованного творца к самому себе.
Адаптация (Adaptation), реж. Спайк Джонзи
Сумасбродная интеллектуальная чёрная комедия о творческом ступоре и страхе чистого листа, снятая по сценарию нашего великого современника Чарли Кауфмана. Главный герой, сценарист в профессиональном кризисе, берётся за адаптацию для художественного фильма детектива-бестселлера — и растворяется в собственных фантазиях, кошмарах, тревогах и домыслах. У него перед глазами — успешный брат-близнец, которому даётся легко всё, что главный герой добывает потом и кровью. В витиеватом повествовании соединяются вымысел из книги, реальность героя и игры его разума. Нет ничего мучительнее творческого поиска и ничего страшнее ощущения собственной несостоятельности.
Сторона Б. Портретная фотография Эльзы Дорфман (The B-Side: Elsa Dorfman’s Portrait Photography), реж. Эррол Моррис
Известнейший американский документалист Эррол Моррис делает героиней фильма американскую фотопортретистку Эльзу Дорфманн, которая сняла за свою жизнь тысячи снимков — в первую очередь, портретов культурных символов Америки: певцов, актёров и писателей. Больше всего автора фильма интересует то, как Дорфманн отбирает удачные и неудачные снимки, какие истории она бракует, как выстраивает отношения со своими моделями и почему выбрала делом жизни именно фотографию. Самый интересный аспект фильма — то, что Моррис разговаривает со своей коллегой: человеком, которая тоже сделала своей профессией наблюдение за людьми через видоискатель. Именно перед режиссёром Дорфманн раскрывается как человек и профессионал и показывает все неочевидные детали своего ремесла — так называемую «сторону Б».
Брене Браун: Призыв к мужеству (Brené Brown: The Call to Courage), реж. Сандра Рестрепо
Фильм-стендап одной из главных мотивационных спикеров 21 века Брене Браун, в котором она обращается к важнейшему творческому свойству каждого человека— способности быть собой. О проявленности и прозрачности, а также их важности для психологического здоровья и жизненных достижений, говорят психотерапевты, коучи и даже доктора. Брене Браун с юмором и жизненными примерами объясняет, почему уважение к собственному «я» и преодоление страхов перед осуждением и оценкой других — не просто храбрый, но и творческий поступок. Ведь осуществляя его, мы создаём то, что не в состоянии создать больше никто — наше подлинное «я», отвечающее нашим принципам, природе, ценностям и взглядам. Идеальное зрелище для неудачных дней, трудных периодов и больших испытаний: улыбка и прилив сил гарантированы.