Некоторые из релоцировавшихся авторов собирают средства в свою поддержку на «Френдли». Среди них — художники, арт-критики, исследователи и популяризаторы науки.
Команда проекта ReLife (социальная сеть для экспатов, эмигрантов и путешественников), и платформы Френдли (сервис поддержки творческих людей), запускают серию статей о том, как творческие люди, вынужденно покинувшие Россию, живут и развивают свои проекты в эмиграции.
Наши авторы расскажут, с какими трудностями они столкнулись, как адаптируются в новой стране, какие, на их взгляд, есть отличия жизни творческих людей в России и в той стране, куда они переехали, и как они продолжают заниматься своим любимым делом в миграции, а основным источником, поддерживающим их проекты, стали донаты неравнодушной аудитории.
Сегодня мы публикуем вторую историю. Николай Н. Викторов — режиссёр документального кино, ведущий подкаста «Оки Доки». В 2022 году он переехал в Сербию к друзьям, чтобы учиться, работать и развиваться в творчестве.
Россия → Сербия
В моей семье династия кинорежиссеров: мой дедушка известный советский режиссер Ричард Викторов, отец — режиссер, и я — режиссер. Из-за того, что дедушка снимал фантастические фильмы, у нас в семье был культ подобного кино. Но честно говоря, меня оно не сильно цепляло. В детстве я даже не любил «Гарри Поттера» и «Властелина колец» — эти фильмы казались наигранными, скучными. Я уже тогда интересовался кино, но ещё не понимал, что мне хотелось снимать самому.
После школы я пришел поступать во ВГИК на режиссуру игрового кино и сказал, что хочу снимать как Балабанов, Твердовский-младший, Гай Германика. Приемная комиссия сказала, что учить снимать такое кино не хочет, и я не поступил. И на следующий год тоже.
А потом мой близкий друг, режиссер Станислав Николаев, показал мне очень сильно повлиявший на меня фильм — «Кояанискатси» американского режиссера Годфри Реджио. Это документальная картина, которая отражает философию, что всё в нашей жизни циклично. При этом совсем без слов, только завораживающее изображение. Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, и я наконец понял, какое кино хочу делать. В третий раз я поступал во ВГИК уже на факультет документального кино — и легко прошел.
С тех пор я посвящаю себя только документальным фильмам. Уверен, что нет ничего интереснее реальности. И зачем придумывать что-то еще, когда все есть вокруг нас?
Релокация в Сербию
В 2020 году мой дебютный фильм «Чермет» был показан на фестивале в Сербии. Я впервые оказался в стране, о которой раньше ничего не знал, и сразу влюбился. В Сербии удивительное пространство вокруг, люди, культура. С 2019 года я увлекся также экспериментальным кино — оно очень развито в Сербии. А в 2022 году решил переехать сюда, чтобы наполняться местной атмосферой, учиться, общаться, понимать, как они делают такое искусство.
Я уезжал в октябре, когда было невозможно купить билеты куда-либо по нормальной цене из-за новой волны эмиграции. Мы с другом поняли, что пересечь границу возможно только пешком, и полетели в Тюмень. Оттуда на такси поехали до границы с Казахстаном, и уже пешком шли до КПП. В Казахстане нам удалось найти квартиру, но я был поражен, что для тех, кто не сумел найти, местные жители устраивали в кинотеатре — расставляли там раскладушки и пускали на ночлег.
В Казахстане я провёл две недели, пока ситуация не улеглась и не появились билеты в Сербию по нормальной стоимости. За это время я открыл банковскую карту, которой до сих пор пользуюсь — именно из-за казахского банка у меня нет никаких проблем с тем, чтобы расплачиваться в Сербии. Местную карту возможно открыть, но это намного сложнее.
До сих пор я очень благодарен Казахстану и с радостью вернусь в эту страну, но уже как турист.
Легализация и жизнь в Сербии
Проблем с легализацией здесь нет. Россиянам в Сербии можно находиться до 30 дней без визы, а после надо делать визаран: выезжать в нейтральную зону в Боснии и Герцеговине. После этого срок нахождения в Сербии обнуляется, и у тебя есть право находиться здесь ещё 30 дней. И так можно бесконечное количество раз. Но в идеале я, конечно, хотел бы получить ВНЖ. Это сделать не так просто: надо либо купить здесь недвижимость (и тебя регулярно будут проверять — действительно ли ты там живешь), либо вступить в отношения с местным жителем, либо открыть здесь ИП.
Для меня было бы удобнее сделать последнее — основать свою студию постпродакшна. Но тут высокие налоги для предпринимателей — 350 евро в месяц. Чтобы иметь возможность платить такие деньги, надо выйти на стабильный доход хотя бы в 2000 евро в месяц. Сейчас я зарабатываю как колорист и активно наращиваю клиентскую базу, чтобы добиться своей цели.
Живу в Сербии я у своего друга — режиссера-документалиста Ефима Грабоя. У него своя арт-резиденция, где он планирует проводить творческие мероприятия. Я бы сказал, что жизнь здесь не дороже чем в Москве. Что-то даже дешевле: например, еда — процентов на 10–20. Недорого стоит и общественный транспорт. Действительно тратится приходится только на электричество: зимой некоторые дома здесь отапливаются электробатареями, и за один месяц может выйти до 700 евро. В среднем я трачу в месяц здесь около 40 тысяч рублей без аренды жилья.
Новые проекты
Когда я уже был здесь, в Сербии, со мной связалась моя подруга, тоже режиссер документального кино, Надежда Задорожняя. Ещё она ведёт подкаст «Оки Доки». Я видел, что Надя так же влюблена в кино, как я. У нее в Instagram в среднем по 15 публикаций в день про док кино — меня поражало и восхищало такое трудолюбие.
А в конце 2022 года Надя предложила мне стать соведущим второго сезона ее подкаста. Конечно, я согласился. Я люблю док кино, могу говорить про него часами! Мне интересно, как работает тот или иной автор, как творит режиссер.
У нас вышло уже четыре совместных подкаста. Работаем мы удаленно: созваниваемся в Google Meet, записываем три разные аудиодорожки (два ведущих и гость), и потом режиссер монтажа все это сводит. Мне кажется, что наш подкаст сильно влияет на индустрию документального кино в России, мы популяризируем и разбираем этот вид искусства. Регулярно находим интересных авторов, разбираем их подходы к работе, их философию.
Мы с Надей ведём подкаст не ради финансовой выгоды, а просто потому, что хотели бы развивать культуру документального кино в стране. Но кроме нас самих, ведущих, нам нужен еще режиссер монтажа, дизайнер, SMM-менеджер — и всю эту работу необходимо оплачивать. Пока это делаем из своего кармана, но понимаем, что бесконечно платить за работу хорошего качества тяжело, и мы просто не способны так вкладываться финансово. Поэтому запустили сбор на «Френдли» — и предлагаем нашим слушателям поддержать нас.
Наш контент образовательный, в подкасте полезная и интересная информация — я и сам часто узнаю какие-то невероятные подробности о своей же профессии. Эта информация могла бы продаваться за большие деньги, но мы ее отдаем просто так. А краудфандинг — возможность поддержать нас в такой ситуации и показать нам, что мы делаем что-то важное.
Наша аудитория узкая, так как степень сложности нашего материала, скажем так, средняя или даже высокая. Мне кажется, нас слушают любители документального кино и специалисты, которые работают с ним. И очень важно продолжать делать что-то для них.
Еще несколько лет назад мне казалось, что я нахожусь в очень развитой, сильной индустрии: Софья Капкова была директором Центра документального кино, во ВГИКе не было цензуры, была Школа Марины Разбежкиной, проводился «АртДокФест». А теперь всего этого не осталось в России. Наш подкаст — это «лодка», на которой еще осталась жизнь, в которой ценят док кино, говорят о нем, смотрят и любят его.
Я считаю, что это не просто важный лично для нас проект. Это подкаст, который поддерживает индустрию в такое сложное время!