О чем ваша книга? Это больше активистский проект или художественный?
Это и то, и другое. Мой проект — платформа для размышлений о взглядах животных и их жизни в зоопарках. Я не могу напрямую призвать людей что-то изменить, но могу заставить задуматься. Вообще моя книга — это часть выпускного проекта школы Документальной фотографии DocDocDoc. Мои сокурсники из школы говорили, что после просмотра фотографий по-новому взглянули на животных.
Но важно сказать, что книга — это только один из медиумов, которые я использую в проекте. Есть ещё видео, фотовыставка и 3D фотография. Фотокнига — это материальное дополнение, которое всегда хорошо дополняет визуальные проекты и помогает при презентации, подаче на open-calls и конкурсы. Особенно в Европе. Я полтора года назад переехала в Швецию, хочу развиваться здесь как фотограф и презентовать себя, а фотокниги в этом очень помогают. И я сама сверстала книгу, отредактировала с помощью своих однокурсников.
Глаза животных — это очень необычно. Расскажите, пожалуйста, как пришла идея фотовыставки и всего проекта?
Летом 2022 года я была в России и часто ходила с семьей в зоопарки. Однажды случайно сняла кролика в клетке. Его взгляд произвёл на меня сильное впечатление. Тогда же произошло разрушение Каховской ГЭС, погибло много животных — и в зоопарках, и на воле. Меня сильно это потрясло.
Я много думала о роли человека в экосистемах и его ответственности перед животными. Как это возможно, что люди настолько сильно разрушают экосистему и не думают о том вреде, что приносят?
Я стала фотографировать глаза животных в зоопарках, пыталась передать их видение мира через ультрафиолет или другие методы. Мне хотелось передать выразительность их взглядов и создать визуальный диалог между зрителем и животным.
Я старалась донести до людей мысль: с животными нельзя так обращаться. Мы не можем и между людьми разобраться — и тем более не должны вмешиваться в природу.
Судя по тому, что вы говорите, защита животных и их понимание для вас очень важны. Вы до этого занимались активизмом или волонтерством в защиту животных?
Нет, волонтерством не занималась. Но я стараюсь быть чувствительной к обычным людям и их взглядам, чтобы через искусство строить диалог.
Кто-то обливает картины краской, чтобы привлечь внимание к теме глобального потепления, а я делаю фотографии.
Мне кажется, краска — это неэффективно и нужен какой-то новый путь. Я пытаюсь внести сейчас свой маленький вклад в этот процесс, но пока ещё у меня нет конечной формы, нет понимания. Я надеюсь сделать больше.
И вот Швеция, куда я переехала, в этом смысле больше возможностей. Здесь множество проектов в защиту природы в разных формах, люди уважительно относятся к экологии.
А почему вы думаете, что активизм — такой, как обливание картин краской — неэффективен?
Мне кажется, надо быть чувствительными к обычным людям и пытаться говорить с ними на одном языке.
На меня очень повлиял один случай из детства. Родители завели котенка, он меня поцарапал и родители удалили ему когти. Сейчас это звучит ужасно. Большинство людей знают, что так делать нельзя, потому что такие процедуры очень травмируют животное. Но тогда об этом ещё никто не говорил: ни родители, ни, тем более, я, этого не знали.
Только после того, как я выросла и кот умер, я увидела пост, где рассказывалось, почему так делать нельзя. Я понимаю, что мои родители не хотели ничего плохого, но получилось вот так. Кот прожил всю жизнь с травмой.
Я хочу быть близкой к таким простым людям, как мои родители. Я хочу показывать им, что можно действовать иначе. Я же вместе с ними хожу в зоопарк. Я хочу, чтоб мои фотографии могли тронуть сердца обычных людей, чтоб таких вещей больше не происходило.
«Я сама себя уговорила, что прошу деньги на настоящее дело»
Как вы организовали работу над книгой?
Я всегда беру с собой фотоаппарат, когда знаю, что неподалёку будет зоопарк или питомник. Я снимала и в России, и в других странах — например, в отпуске в Хорватии. Вот мы поедем в Сербию, я возьму фотоаппарат и пойду в зоопарк.
В Челябинске очень суровый зоопарк, там маленькие клетки плохо организованные — оттуда тоже много кадров. Там даже пару метров туда-обратно животным пройтись сложно, настолько маленькие вольеры. У меня восьмилетняя дочка, мы с ней всегда смотрим на этих животных и проговариваем, что она думает, как относится к животным. Естественно, не везде такие зоопарки, есть прекрасный зоопарк в Вене, а в Швеции вообще нет зоопарков, только питомники.
Как вы решились на краудфандинг?
Наверное, я полгода решалась. Очень стеснялась и боялась, что не получится. Не хотелось выглядеть попрошайкой. Но я вообще такой человек… даже с друзей не могу брать денег за съемку, не люблю просить.
В итоге меня уговорили друзья. И я сама себя уговорила, что прошу деньги на настоящее дело, а не на шутку или развлечение. Это же работа — вёрстка и печать книги, большой труд и расходы на материалы.
И весь процесс оказался невероятным опытом. Многие друзья и знакомые поддержали меня, оставив приятные слова. Я опубликовала несколько постов в Telegram и Instagram, и за пару дней собрала основную часть средств. Это укрепило мою уверенность в проекте — и в том, что искусство важно как для меня, так и для других.
Если кто-то еще думает, собирать или нет, я бы всем рекомендовала не стесняться и пробовать.
Почему вы собирали именно на Френдли?
Я очень люблю Антона Долина и смотрю его блог. И как-то увидела, что он на Френдли собирает деньги на работу ютюба. И я подумала: «Антон же топовый чувак, он не будет собирать на плохой платформе». Я погуглила и все совпало, мне очень понравился и посыл, и условия, и интерфейс.
За сколько удалось собрать нужную сумму?
Вот весь сбор прошел очень быстро буквально, за месяц. Я даже почти ничего не делала. Буквально выложила несколько постов в телеграм канале и в инстаграм. За неделю собрала больше половины суммы и потом ещё немного за оставшееся время.
У меня очень много друзей, которых я раньше бесплатно снимала: какие-то семейные кадры, фотографии беременных подруг делала. И они меня сразу поддержали, сказали: «наконец-то есть способ тебя отблагодарить». В общем, все получилось очень удобно и с огромной поддержкой.
«Заставить задуматься — уже успех»
Сколько экземпляров книги вы уже напечатали?
Пока напечатано два экземпляра, еще планирую 5–7. Печатаю в Питере, в классной типографии, но тиражи небольшие из-за дороговизны. Одна книга стоит около 7000. Хотя там всего 100 с чем-то страниц.
Вы думали о выпуске большего тиража?
Да, многие хотят приобрести книгу. Но сейчас я занята выставками в Швеции и бюрократическими вопросами, поэтому планирую расширить тираж чуть позже. Ведь фотокнига — это больше средство самовыражения и продвижения художника. Их печатают как часть проекта, а не для прямого зарабатывания денег. Но если я буду выпускать больше, это будет в России, потому что я не хотела бы терять с ней связь.
Как люди реагируют на ваши фотографии?
В основном говорят, что это красиво, но задаются вопросом: «Что это значит?» Это заставляет их задуматься, а это уже успех. Пока у меня не было широкой аудитории, только друзья и знакомые, но я планирую продвигать книгу дальше.
Вы много знаете о фотографии, как давно вы в этой профессии?
Уже около 14–15 лет. Вообще, по образованию я — историк, моя магистерская работа была про методы визуальной истории. Во время учебы я фотографировала, даже были какие-то небольшие выставки, но я хотела заниматься научной деятельностью и преподавать, а фото было для души. Но потом я поняла, что не люблю выступать перед публикой. Не умею удерживать внимание студентов — когда я вела лекции, это была просто катастрофа. Поэтому я полностью перешла в фотографию и оставила научные амбиции.
Начинала с арт-фотографии в Челябинске, даже участвовала в выставках, включая одну в Нью-Йорке, посвященную Челябинскому метеориту. Когда-то это еще было возможно: коллаборация между российскими и американскими фотографами.
Сейчас уже сложно это представить! А что это была за выставка?
Если помните, в 2014 году, когда в Челябинске упал метеорит, в Нью-Йорке прошел ураган «Сэнди». И фотографы из России и США через свои работы пытались осмыслить произошедшее: как эти события повлияли на людей и жизнь города, что изменилось. Очень интересный проект, потом результаты выставлялись в арт-центре в Бронксе и в Челябинском музее современного искусства.
В то же время были семейные съемки, но мне ближе репортажная и концептуальная фотография. В России довольно сложно зарабатывать исключительно арт-фотографией. По крайней мере, у меня не получилось. Очень высокая конкуренция, маленький коммерческий спрос.
Как вы себя чувствуете после переезда в Швецию?
Здесь очень хорошо развита арт-сцена, много организаций, профсоюзов, много поддержки для недавно переехавших.
Например, одна организация сразу после переезда помогла мне влиться в арт-среду, назначила мне ментора, которая мне помогала во всем. Кроме этого, мне дали контакты других фотографов-эмигрантов, мы с ними общаемся и меняемся опытом. Это огромная помощь и возможность не сидеть в своем пузыре.
Кроме того, тут есть реальная финансовая поддержка для творческих эмигрантов. Например, меня поразило, что местная биржа труда запустила конкурс для художников-эмигрантов — несколько победителей получат 3000 евро для реализации собственного проекта. Это может быть цикл встреч или создание украшений для парка. И все это делает биржа труда, представляете?
В Швеции очень много ассоциаций любителей искусства. Например у банков есть такая ассоциация и каждый год ее члены участвуют в лотерее — билет стоит 100 евро, а можно выиграть предмет искусства: картину, скульптуру, фотографию. И люди участвуют c большим энтузиазмом!
В Швеции существует культура искусства дома — люди реально покупают картины, постеры, фотографии. Почти в каждой квартире, где я была, есть настоящий постер или фотографии на стенах. В России у людей на это нет денег, да и культуры такой нет.
Здесь можно развиваться и все те рады. Есть огромный онлайн-маркетплейс фотографий, можно реально зарабатывать на творчестве. Сначала я думала, что это невозможно, но оказалось, что я вполне могу достичь этого, просто со временем.
У вас уже были какие-то выставки или крупные проекты?
Продать работы пока не получилось, но у меня уже была одна выставка в Швеции и будет еще одна. Я выставляю проект с глазами животных и ещё один, сделанный с искусственным интеллектом. Второй проект это моя фантазия о том, что было бы, если б животные не умирали от микропластика и воздействия человека, а адаптировались — и пластик стал бы частью их тела. Там у меня выставляется пять работ, и отдельно я как раз буду презентовать книгу.
Сейчас я активно ищу работу на LinkedIn и через профессиональные ассоциации. Пока мои проекты денег мне не принесли, но у меня уже есть контакты, я много чего сделала. Надеюсь начать зарабатывать как художник — пока что это звучит как мечта, но я верю, что она осуществится.
Мне хочется влиться в шведскую культурную среду, обустроить себе здесь новый дом, возможно, открыть фотостудию. Я могла бы стать мостиком между шведским сообществом и новыми эмигрантами: помогала бы им вливаться в местную жизнь — так же, как когда-то помогали мне.