Френдли.Колонки

«Кино для ютуба» — ругательство для «настоящих документалистов»

Как снимать уникальные истории из удалённых уголков России — без коммерческих партнёров и миллионных бюджетов? Режиссёр Юлия Корнева уверена, что нужно только желание и, конечно, готовность много работать. Юлия сама продюсирует, снимает и монтирует документальное кино — и приглашает всех отправиться в путешествие вместе с ней.

Последний — или, тьфу-тьфу, крайний — свой фильм, «Когда камни были большими», я снимала на пустынном берегу Баренцева моря. Это фильм про бывших жителей погоста Варзино. Погостом у саами, коренных жителей Кольского полуострова» называют поселение. В 1968 их оттуда выселили — якобы саами мешали военным и государству сложно было завозить туда продукты. Хотя и с военными они спокойно существовали бок о бок не одно десятилетие. И продукты себе на телеге из соседней бухты сами завозили. 

Старики, конечно, очень не хотели из Варзино уезжать. Но их уже не первый раз переселяли. Первый раз случился ещё в 1937 году. Тогда тем более никто не возмущался. А репрессии прокатились в том числе и по оленеводам, которые кроме оленей ничего в жизни-то и не видали, но вдруг стали врагами народа и иностранными агентами.

И вот каждый год в бухту реки Варзина на опустевший берег к родным могилам ездят бывшие варзинцы. Во главе с бабулей, которой уже 84 года. Она договаривается с капитаном корабля, плывущего по Баренцевому морю, что он их высадит, спустив на воду шлюпки, так как пристани там нет. А потом, дней через десять, другим рейсом таким же образом заберет. 

Бывшие варзинцы ставят на родном берегу куваксы (традиционное саамское жилище) и палатки — и живут там, где раньше были их дома. Таких вот «расселённых» — в России много. И изучать их истории я очень люблю.

Недавно я прочла интервью одного известного российского документалиста. Мне подсказали его телефончик — мол, свяжись, кинь ссылки на свои фильмы, может что и получится. Но сначала я загулила — и поняла, что нам с ним явно не по пути. И звонить не стала. 

Почему? Кроме всего прочего, в одном интервью он заявил: «развелось сейчас доморощенных документалистов, которые ездят куда подальше и снимают всяких маргиналов». Не по таким, мол, фильмам будут потом судить об истории нашей страны. 

Так вот со словом «маргиналы» я с ним в корне не согласна. Во-первых, это, как правило, очень интересные и сильные люди. Во-вторых, они, чаще всего счастливее многих из нас. А это уже огромный плюс в карму! И в-третьих, страна наша не ограничивается Садовым кольцом и историями знаменитостей.

«Ненастоящий» документалист

Немного о себе. 27 лет я проработала в Томске в независимой телекомпании ТВ2, а после её уничтожения в 2014 году, в Агентстве новостей ТВ2. Наши журналисты придумали «Бессмертный полк», но после его «политизации» этот факт стараются из всех источников вымарать. В 2012 году наша телекомпания успела даже за «Бессмертный полк» получить ТЭФИ – высшую на тот момент телевизионную награду. 

А через десять лет, в начале марта 2022 года ТВ2 окончательно закрыли. Через полгода стадии «принятия», понимая, что с таким независимым бэкграундом, не смогу работать в подцензурных СМИ, я завела в налоговой кабинет «самозанятого». И теперь занимаю себя тем, что сама продюсирую, снимаю, и монтирую документальные фильмы, собирая на них небольшие донаты. Проект мой называется «Экспедиции Юлии Корневой».

Моя любимая российская глубинка, как рассудила я, никуда не делась. Тем более сейчас особенно интересно посмотреть и зафиксировать – как живут «простые» россияне. А на досуге я приобщаюсь к миру настоящего документального кино. Интересно же. И необычно! В этом мире снимают ради фестивалей. А «кино для ютуба» считается низкой оценкой качества — и в каком-то смысле даже ругательством. Так что, похоже, настоящим документалистом мне не быть :).

И то правда — отклик зрителя мне дороже. В этом году, например, хорошо на ютубе «зашел» мой фильм «Русские якуты». Снимала я фильм в Хангаласском улусе республики Саха (Якутия). Там живут потомки государевых ямщиков, русские, но для которых родной – якутский язык! И якуты, для которых русская народная культура – родная. Слом шаблонов полный.

Один из зрителей, с которым потом случайно я встретилась очно, не узнал меня и назвал этот фильм «легендарным»! Эту оценку в карман не положишь, на стенку в рамочку не повесишь, но я точно из тех, кто снимает для зрителя, поэтому было чертовски приятно это услышать.

Вообще, тема народы России — одна из моих любимых. И обычно коренные малочисленные народы Севера и Сибири жалуются, что русский, язык межнационального общения, подавил полностью их тягу к родному языку. А тут появился контраргумент — в виде русских, говорящих на якутском, как на родном. Можно и так, оказывается!

Кстати, с серии фильмов про коренные малочисленные народы мой проект восемь лет назад и начался. Тогда мы уже не были телевидением. Было Агентство новостей. Но остался один оператор и камера — и мое желание продолжать снимать «в полях», а не писать тексты, сидя у компьютера.

«Денег нет, найдёшь – езжай» — просто сказал мне главный редактор. Тогда краудфандинг ещё только делал первые шаги и ходить «с протянутой рукой» было жутко некомфортно. Но помогли зрители, которые всегда нас любили и поддерживали, и просто жаждали нам как-то помочь. В общем, за две сувенирные кружки «ТВ2» друзья-айтишники сделали и прикрутили к нашему сайту отдельную страничку, где я могла объявлять сбор на текущие экспедиции — и этот сбор, как правило, очень быстро закрывался. Видео выкладывали на ютубе, просмотры у некоторых фильмов начали переваливать за миллион.

Самое время для пары советов всем, кто боится начать собирать донаты. Вернее — боится, что ничегошеньки не соберёт.

  1. За спрос денег не берут. Однажды у нас окончательно сломалась старая камера. Что делать? Редактор был, как обычно, против объявления сбора. Ему всегда претило просить деньги у зрителя. А у меня подвисла очередная экспедиция. Так что уговорила попробовать собрать хоть сколько-нибудь, а там дальше уже думать, что с этим делать. В итоге собрали за один день — и даже больше, чем было нужно. Так что верим и пробуем!
  2. Дорожите своей репутацией. В вопросах сбора донатов очень важна ваша репутация. По моему опыту, донатят все-таки не совсем на проект как таковой, а тебе лично как автору, которого знают.
  3. Вовлекайте людей в свой проект. Когда твой читатель или зритель помогает тебе искать тему, водителя, контакты героев и т.д. они начинают ощущать твой проект как общее дело. И даже если не смогут помочь деньгами, скинут ссылку на сбор в свои соцсети. А ты потом можешь их всех отблагодарить, например, в титрах фильма. Тебе это ничего не стоит, а человеку приятно увидеть в титрах свою фамилию или ник.

Главное — ответ на вопрос «о чем кино?»

Февраль 2022 года. ТВ2 закрыто, я осталась одна. Но с небольшим набором техники, на которую можно было снимать. Снимать я умела, а вот на монтаже из года в год сидела как журналист (режиссер), не запоминая, на какие кнопки жмет монтажер. Эх, знала бы, мотала бы на ус! 

Но и этому в итоге научилась — сейчас все свои фильмы монтирую сама. Тем более, что средств на оплату стороннего монтажера, так же, как и оператора, нет. В начале сборы были лучше, и денег на экспедиции хватало (билеты, бензин, еда). А это же самое главное…. Сейчас сборы кратно упали, многие уехали из страны, многие и сами потеряли работу или стали беднее.

Когда меня периодически спрашивают: раз тебе это не приносит дохода, зачем этим занимаешься, я отвечаю честно: чтобы не сойти с ума. Ну и — миссия!! ТВ2 всегда выживало против течения, так что мы привыкли, что главное — это не зарплата, а миссия.

Так что ездить снимать кино и оставаться в России я считаю именно своей миссией. Да, опасной — хотя я ничего не нарушаю, я абсолютно законопослушна… но ведь это сейчас не аргумент. Да, мне капец как иногда страшно и хочется «уйти в дворники». Но люди в глубинке мне продолжают попадаться все сплошь хорошие — и вот я опять сижу над картой и выискиваю новые места для съемок. 

Да, именно так я обычно и нахожу новые локации и темы! Просто тыкну пальцем в точку на карте, куда нет дорог. Потом изучаю ютуб, не попал ли в эту же точку до меня еще какой-нибудь блогер. А если попал — что и как он снял. 

На поиск тем уходит больше всего времени. Снять и смонтировать, когда в голове ты уже понял, о чём кино, проще простого. Главное — ответить себе на основополагающий вопрос: «о чём кино?»

Ну и важно параллельно не прерывать сбор донатов. Так что я рада, что открыла для себя Френдли. До этого собирала на платформах, в том числе Планете.ру и Силе слова, где сборы ограничены по времени.

В голове много идей. Год назад, например, нашла такоооое местечко для съемок! Даже для Камчатки чересчур труднодоступное! 🙂 Скажу, что больше тридцати лет там точно не ступала нога журналиста. А меж тем, в этом месте живут удивительные люди. Денег, чтобы туда добраться, нужно много, но я надеюсь их все-таки найти/собрать, а пока, чтобы тему «не украли», сохраняю это местечко в тайне. Как творческие люди, вы меня поймёте!

Кстати, с удовольствием отмечу всех донаторов в титрах своего нового фильма. А ещё у вас есть возможность попасть ко мне в экспедицию. Например, если подскажете тему, локацию или героев. Или поможете доехать до нужной точки на карте. У меня в адресной книге многие мои зрители так и отмечены. «Сергей, Тюмень, лодка, и два джипа». Или «Владимир, Ханты-Мансийск, лодка, снегоход».

«Так это же так дорого?!»

В прошлом году я сняла два фильма на Сахалине. Зимой «Отшельники острова Ых-миф» и летом – «Слезы Карафуто». Когда меня спросили, каков бюджет этих фильмов, — не поверили, услышав ответ. 

Например, летом, казалось бы, в туристический сезон —  цена вопроса вообще должна быть запредельной. Но обошлась мне летняя экспедиция в 38 тысяч рублей. 23 тысячи рублей — билеты из Москвы до Южно-Сахалинска и обратно (эти рейсы субсидируются и можно словить бюджетный вариант), 10 тысяч на продукты и 5 тысяч на бензин (сумела навязать их только одной девушке, которая возила меня большую часть маршрута). А ведь я проехала почти все западное побережье Сахалина, где с дорогами, между прочим, большой напряг! 

Но почему так бюджетно?  Потому что жила я у людей как гость, и возили меня на своих машинах местные жители, для которых поучаствовать таким образом в моём проекте было только в радость. Они сами же и откликнулись на мой призыв помочь в соцсетях.

Кстати, для тех, кто отправится со мной, это шанс попасть в необычные — прежде всего для себя самого! — места и получить незабываемые впечатления.

Вспомнилась, кстати, история, как я взяла однажды в очередную экспедицию журналистку из Москвы. Она предупредила своих московских друзей — все они коренные москвичи — что не будет на связи примерно две недели. Обычное дело для российской глубинки, где нет связи (только спутниковая), нет электричества и дорог. Когда через две недели связь наконец-то появилась, ее телефон разрывался от звонков друзей. «Куда ты пропала?». «Но я же предупредила, что связи не будет». «Ну смску-то могла послать!!!». Они ведь и правда не могли предположить — что в России есть места, где связи может вообще не быть…

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.

Подпишитесь на Френдли-рассылку!
Только наши главные новости — обещаем не беспокоить вас по мелочам
Отправляя форму, вы принимаете политику конфиденциальности