Итак, вы начитались об успешных краудкампаниях, вооружились списком полезных советов от «Френдли» и проштудировали ошибки начинающих, и наконец приступаете к подготовке вашей кампании по сбору средств на своё кино.
Думаю, как киношник вы прекрасно понимаете необходимость тщательной подготовки до старта любого проекта, в том числе краудфандингового.
Разумеется, основные принципы планирования краудфандинга для фильма будут примерно такие же, как и для любого другого продукта, особенно из сферы культуры. Однако у кинопроектов всё же много своих нюансов. Поначалу может показаться, что вся многоярусная специфика кинопроизводства сильно усложняет процесс, но на деле почти все неудобные аспекты кино можно обратить в пользу для краудфандинга.
Начнём с того, что кино — это коллективный вид искусства. Тут нельзя, как у «одиночек» писателей и художников, закрыться дома, создать гениальное произведение и надеяться потом его продать, а в случае успеха тиражировать, перепродавать и в перспективе уже жить припеваючи на роялти или легальные копии, попивая кофе на Монмартре. Для производства кинофильма нужно много труда довольно большого количества специально обученных людей. Не забудем также и про аренду оборудования, помещений, сопровождение техники, страховки, транспорт, питание, туалеты на площадке, свет, грим, костюм, проживание и трансфер для членов съёмочной группы и так далее, и тому подобное.
Снимать кино дико затратно. И когда вы всё сняли, можно смело сказать, что впереди ещё столько же, если не больше, работы и затрат на постпродакшн. А ещё же потом картину надо продвигать… Чтобы уметь составлять вменяемую смету приличного фильма, будущие продюсеры учатся по несколько лет. Да, в независимом кино, разумеется, многие позиции сокращают, от чего-то отказываются и вообще ищут, как сэкономить на каждом шагу. Впрочем, так делают и в большом кассовом кино, что уж говорить про студенческие кинокартины или про фильмы школьных студий. Принцип «Сам ставлю, сам играю, сам кулиску поправляю» здесь во главе угла со времён «Политого поливальщика» братьев Люмьер.
Но какой-то бюджет всё-таки нужен. Попробуем его собрать.
Креативный ролик
Итак, у нас много людей. Как превратить этот недостаток в достоинство? Раз кино делается большой кучей людей, то и для краудфандинга можно привлекать значительную часть команды. Например, мы явно можем придумать, снять и смонтировать крутой открывающий видеоролик для нашей краудкампании. Мы же киношники, и от нас этого ждут.
Не секрет, что лучше всего потенциальные доноры реагируют на проекты с личным видеообращением авторов. Но кино идёт дальше: в отличие от «говорящих голов» других проектов у киношников всегда на порядок более крутой контент. Да, снять яркий привлекающий ролик — сам по себе отдельный проект, но это сильно проще, уж точно не так масштабно, как будущий фильм.
Подумаем о плюсах. Во-первых, предварительный ролик — это отличный способ протестировать свою съёмочную группу, если она у вас ещё «зелёная» и не крепко сбитая. Если же у вас в команде фильма дорогие, вечно занятые профи, то к созданию ролика вы можете привлечь стажёров, студентов, которым нужны проекты в портфолио.
Во-вторых, мы вкладываемся не только в кампанию по финансированию своего детища, но и растим свою будущую лояльную публику. Как нам привлечь именно таких доноров? Будучи киношниками, мы опять-таки должны мыслить креативно: пусть ролик отражает не только суть нашего кино, но и его форму, жанр, стиль.
Предположим, будущий фильм про лётчика, и это комедия. Ясно, что в ролике, где авторы рассказывают про такой проект (а на самом деле призывают дать им денег) здорово бы хоть в каком-то виде показать полёт, чтобы потенциальный спонсор сразу считывал, о чём речь. Но авторам найти бы денег на полёты для самого фильма! А тут ещё и ролик… В такой ситуации в ролике можно использовать, например, кадры, сгенерированные нейросетью, причём, чем нелепее они будут, тем лучше, ведь у нас комедия. Можно это подчеркнуть, озвучив мысль, что автор — как раз не бездушный робот, не ИИ, нет, он-то как раз создаёт крутой фильм, живой, «от человека к человеку», где будет настоящий самолёт.
А если у нас, скажем, детективная история, можно и ролик снять в духе квеста, предложив зрителям разгадать загадку, ответ которой пообещать выслать всем, кто поддержит проект, пусть даже на минимальную сумму.
В случае фильма ужасов мне даже страшно расписывать варианты, но, думаю, мысль и так ясна.
Словом, пусть ваша кинокраудкампания будет пронизана духом вашего будущего фильма. Ведь вы уже в проекте, мыслите его образами и руководствуетесь главной идеей. Будущие зрители это обязательно почувствуют, а те из них, кому близки такие же ценности, захотят вас поддержать: кто-то перепостом (просто потому, что заразительно написано, клёво снято и откликается), а кто-то и внушительной суммой (по тем же причинам, но дополнительно этот кто-то имеет возможность финансово выразить своё восхищение вами).
Подарки
Какие вознаграждения, бонусы, акции можно предлагать в кино? О, тут простор огромен! Это тоже превращение наших минусов в плюсы:
— приглашения на спектакли и концерты с участием наших артистов,
— проход на съёмки и в студии постпродакшена (вы удивитесь, как дорого может стоить такая акция, люди всё ещё хотят приобщиться к магии кино),
— билеты на премьеру (особенно, если она будет в культовом/пафосном месте),
— имя спонсора или его друга/родственника в самом кино (если позволяет сценарий вписать упоминание в диалогах или использовать чьё-то фото в кадре),
— участие в массовке или даже эпизоде,
— старые добрые постеры,
— подписанные кинозвёздами открытки,
— мерч вашего проекта,
— игровой реквизит и костюмы (киноманы такое раскупают на ура, особенно если у вас в картине снимаются звёзды).
И ещё масса других возможностей, тут каждый расширяет список в соответствии с замыслом и наличием бескорыстных друзей проекта, готовых вложиться своим трудом: можно делать кросс-рекламу, придумывать различные мастер-классы, фотосессии от оператора, клип от монтажёра, лекции, концерты музыкантов, композиторов фильма, выставки художников, личный коучинг от режиссёра.
Полезно полистать чужие киношные (и не только) краудкампании для вдохновения и понимания ценообразования, причём листаем как успешные, так и нет, чтобы анализировать опыт и учитывать ошибки. Главное, ничего не перенимать бездумно: зачастую то, что сработало у коллег, конкретно в нашем случае может не сгодиться, но и обратное может иметь место.
Сроки и планы
Сочиняя вознаграждения, мы подошли к очень важному фактору для кинопроектов в краудфандинге, а именно: хронологии кампании. Когда мы составляем план создания фильма, необходимо здесь же очень чётко расставить и этапы краудфандинга. Во время предпродакшна и постпродакшена независимого кино ещё как-то можно вести кампанию, а вот во время съёмок это делать гораздо сложнее, если только в команде для этого не выделены отдельные люди. Если в вознаграждениях были заявлены определённые бонусы, связанные с конкретными моментами производства фильма, это также необходимо учитывать одновременно при планировании и фильма, и кампании.
В зависимости от вашей личной ситуации вам надо решить: вести краудкампанию отдельно, до начала производства, или же наложить их друг на друга по времени. Вспомним, что мы уже и так сократили массу позиций в смете и взвалили на каждого больше обязанностей, чем положено. Кажется, при такой нагрузке лучше сперва полностью собрать денег, а потом уж приступать к фильму. Но, с другой стороны, можно и эту вынужденную одновременность превратить в достоинство: представьте, какой мощный толчок дают сториз, посты, репортажи с площадки, когда ваш потенциальный зритель видит тонкости процесса изнутри и хочет приобщиться.
Опыт показывает, что часто именно во время съёмок (при наличии грамотно выстроенного пиара) происходит большой рост числа маленьких и средних донатов — что, в свою очередь, привлекает уже больших спонсоров. Но надо заранее трезво оценить свои силы и возможности.
Главное, о чём нужно помнить
Итак, вы всё же решились на большой сбор! Запомните несколько тезисов для краудфандера в кино:
1. Самое главное — это ваша (или вашего автора, режиссёра) гениальная идея. Вы продвигаете именно уникальный взгляд художника на этот мир! Именно эта команда должна снять именно этот фильм, потому что никто другой его не снимет.
2. Интонация просьбы не всегда уместна. Кино — это сфера развлечений (даже если снимаете трагедию). Не давите на жалость. Наоборот, дайте своей будущей аудитории небольшой островок позитива, ощущение сопричастности к чему-то классному. Это помогает не сойти с ума даже в тёмные времена.
3. Магия кино. Интересные и необычные бонусы, акции, призы по разумным ценам. У вас есть нечто такое, чего больше нигде не найти, кроме как поддержав ваш проект.
4. Режиссируйте свою кампанию по заранее написанному сценарию. Конечно, в процессе всё пойдёт не так и придётся импровизировать, но план действий надо иметь: публикации, конкурсы, готовые видео на будущее, предполагаемые мероприятия, новые акции после первого спада и т.п.
5. Рассказывайте о своём проекте на всех доступных ресурсах и площадках, онлайн и оффлайн. Особенно, если вы начинающий фаундер. Вдруг у няни ребёнка вашего соседа дочь — крутая бизнесвумен, давно мечтавшая заняться кино? Но, разумеется, рекламируйтесь без фанатизма, чтобы не надоесть своей же аудитории. Везде важно чувство меры.
6. Благодарите тех, кто вам помогает. Кто знает, сколько ещё кампаний у вас впереди, а аудитория уже наработана, не разбрасывайтесь верными людьми, это большая редкость.
Удачи!