В интервью для нашей платформы мы поговорили о чуде театра, драматургии как психотерапии, шансах для автора быть услышанным и выяснили, почему Татьяна чувствует себя «немного Некрасовым».
— Татьяна, что такое «Литкураж»?
— Суть проекта — авторы пишут короткие тексты, либо рассказы, либо стихи. Объем не больше страницы. И их произведения выходят в озвучке профессиональных актеров в разделе «Подкасты» в нашей группе в «VK», а также на платформе подкастов «Podster» и на Яндекс Музыке. Слоган «Литкуража» — «Авторы, которых услышит мир!». Сейчас в проекте участвуют ребята, кому от 15 до 29 лет. Но, чувствую, надо «повышать» возраст. Все хотят куражиться!
«Литкураж» — первый случай, когда я вкладываю в проект свои средства. К примеру, заказала московскому композитору джингл. А я совсем не миллионер, пишу пьесы, сценарии за гонорары. Их иногда много, а иногда нет. Но ни секунды не пожалела, что придумала «Литкураж». Это такой кайф, это мое любимое детище! Мы так хорошо «закуражились», что 27 марта нам исполнился годик.
— О чём именно пишут участники проекта?
— У нас процесс разбит на сезоны, в каждом своя тема. К примеру, в первом это была свобода, потом — внутренняя и внешняя красота, след, который человек оставляет после себя, любовь (невозможно ее обойти!). 5 сезон назывался «Волшебный пендель», он был о вдохновении. Сезоны выходят раз в 2-3 месяца. Работа устроена так — я собираю тексты, редактирую, потом отдаю актёрам на озвучку.
— Откуда берутся молодые литераторы, чьи тексты звучат в «Литкураже»?
— Те 7 человек, с кем мы начинали — это ребята, кого я знала благодаря своей работе в Гуманитарном Центре, где преподаю. Но, как говорил про меня мой наставник Богдан Васильевич, «Я всегда выбираю лучших». Замечаю ребят, которые читают и пишут – они сразу ко мне тянутся. Мы общались с ними и когда они уже окончили учебу. Вместе сделали первый сезон, а потом пошло-поехало. Сейчас, спустя год, я уже никого не ищу. Авторы сами пишут: «Можно к вам?».
— У вас появился отбор?
— Нет, не хочу делать из проекта конкурс. Считаю, каждому надо дать шанс быть услышанным.
«У нас нескончаемый кураж!»
— Вы уже в детстве поняли, что свяжете жизнь с текстами, с литературой?
— Выбирала, куда поступать – на факультет иностранных языков или на филфак с дополнительной специальностью на английском. Подумала: «Я что, останусь без литературы?!», и пошла на филологический. Наверное, выбор был неизбежен — моя мама филолог, папа — историк, я с 4 лет читаю. После учебы 11 лет отработала в музее. Тогда и начала писать пьесы.
— Как вас увлекла драматургия?
— В 2010 году Вадим Леванов, известный драматург из Тольятти, приехал в Петербург, где я тогда жила. Мы дружили с моих студенческих лет. На мой День рождения выпали читки современных пьес на театральном Володинском фестивале. Вадим предложил: «Приходи, потусуемся…». Я пришла — и меня так засосало, что я начала сама писать пьесы. Потом понеслось — фестивали, конкурсы… Училась на нескольких курсах сценарного мастерства, драматургии и в Петербурге, и в Москве. Когда дело тебе интересно, ты им занимаешься, то будет и результат. Сначала комплексовала, что не пошла учиться во ВГИК или литературный институт. Но это целых 5 лет… Подумала, я же филолог, профессионал. С литературой на дружеской ноге, основы знаю, на курсах поучилась. В драматургии главное — самообразование. Им я серьезно занималась, потратила достаточно денег. Но когда в себя вкладываешься, это к тебе возвращается.
— Если говорить о театре, кто из современных режиссеров вам близок, кого хотелось бы видеть постановщиком ваших пьес?
— Таких нет, у меня просто цель, чтобы мои тексты ставили. Когда издают твою книжку — это приятно. Есть сборник моих пьес, это меня радует. Но в чем волшебство, чудо театра — ты написал текст и увидел на сцене своих героев — живых людей! Если выбирать между тем, чтобы твою пьесу поставили неудачно (на фестивальных читках актеры и режиссеры не всегда «попадают» в текст) или не поставили вообще, я всегда выбираю постановку. У меня нет перфекционизма по отношению к пьесам. Если текст прозвучал и в кого-то, возможно, попал, это здорово. Даже если тебе кажется, что твои мысли исказили.
— Пьесы помогают пережить потери?
— Это психотерапия. У меня есть пьеса «Люди-бабочки» про моего наставника, преподаватель зарубежной литературы, его не стало в 39 лет, про подругу из Петербурга, которая тоже рано ушла из жизни, про Вадима Леванова… Пьеса про Вадика бессюжетная, но в ней столько его цитат! Ради них я ее и писала. Когда её перечитываю, думаю, «Голюнова, где сюжет?!» Но она тёплая. А в пьесе о Богдане сюжет есть — он очень любил бабочек.
— Недавно вы стали ещё и сценаристом сериалов. Телепроекты — немного другой мир, он отличается от театрального?
— Я 4 года пишу сериалы для телеканалов «Домашний» и «ТВ-3». Понятно, что законы у кино и драматургии общие, но много нюансов связано с форматом. Отличает сценарии и скорость. Если я пишу пьесу «для себя», то могу закончить ее через полгода. У сценариев дедлайн всегда «вчера». Это конвейер, что очень дисциплинирует в плане мастерства, тонуса. Первое время я вставала в 5 утра перед своей педагогической работой, писала заявку. Сначала было сложно, первую серию мы с моим редактором 4 месяца не могли сдать, а потом дело пошло.
Сериалы помогают отработать драматургическую структуру. У меня пьесы стали более профессиональные получаться. Пишу их и задумываюсь — тут нет поворота, тут нет событий, что бы сказала моя литературный редактор?! Есть авторы, кто говорит, мол, на сериалах тупеешь. Но я не только ими занимаюсь — еще пишу статьи для своего сценарного блога на «Дзене», сочиняю пьесы, правлю тексты для «Литкуража»… При таком раскладе не отупеешь! Сериалы — это классный опыт. И хорошие гонорары. Приятно, когда ты с ноутбуком летишь на море, пишешь очередную серию, и тебе что-то капает на карточку. Это жизнь, о которой я мечтала.
— Что вас как автора вдохновляет?
— Жизнь! Надо просто замечать ее, уметь кайфовать и всегда носить с собой блокнот для записи ситуаций и диалогов. Автор может даже ничего не придумывать, а наблюдать. В жизни столько прекрасных, абсурдных, смешных, трагических ситуаций, их остается только записать. Еще авторы «Литкуража» меня вдохновляют. У нас есть традиция — встречаемся лично. Те, кто в одном городе — сейчас география проекта расширилась, у нас есть авторы из Москвы, из Саратова, из Тольятти… Мы общаемся и обсуждаем что дальше — у нас нескончаемый кураж, и это очень меня радует!
«Если хочешь, чтобы тебе помогли — проси»
— На что именно вы собираете с помощью «Френдли» деньги?
— На оплату работы актеров. Ребята — профессионалы и не могут озвучивать наши тексты бесплатно. Я пока все делаю на энтузиазме. Мне за «Литкураж» никто не платит — это я за него плачу!
— Вы уже несколько раз открывали сборы на «Френдли». Интерес к проекту повышается?
— Да, на первый сезон я собрала всего 500 рублей, потом донатов становилось больше и больше.
— Как вы информационно поддерживаете свои сборы?
— Упорно делаю репосты на свою страницу в «VK». Первый сезон мне было неудобно просить, не сразу удалось преодолеть неловкость. Лишь пару раз за месяц написала, в итоге собрала только 500 рублей. Зато потом стала «спамить» постоянно: «Ребята, у нас продолжается сбор! Поддержите будущее русской литературы!». Поняла, что работает только такой подход.
— И люди донатят?
— Да. Не надо стесняться. Если хочешь, чтобы тебе помогли – попроси! Иначе результата не будет.
— Знаете ли вы, кто вас в основном поддерживает?
— Нас многие любят. Наш «Литкураж» очень поддерживает мой вуз, Тольяттинский государственный университет. Родная кафедра репостит, преподаватели донатят. Коллеги из Центра, где я преподаю, родственники авторов-участников тоже помогают. И очень благодарят за проект. Мне, к примеру, иногда пишут: «Спасибо вам за дочь!». Я отвечаю: «Вам спасибо, я просто отредактировала текст и замутила «Литкураж».
— Как вы в целом относитесь к краудфандингу? Насколько это рабочая модель?
— Это прекрасный подход к поиску финансирования, и он эффективен, если постоянно о нём рассказывать. Уверена: не надо стесняться, донаты спасут не один проект! И идея платформы для сбора на творческие задумки мне нравится, я уже очень «зафрендлилась».
— В чём, если сказать громко, главная миссия вашего проекта?
— Сделать авторов счастливее. Это же круто, когда ты слышишь свой текст в прочтении профессионала! Я знаю, какое это счастье, когда твою пьесу читают вслух! Сидишь, слушаешь и ловишь мурашки.
Еще мне вспоминается поэт Николай Некрасов — когда он издавал «Современник», поддерживал юных литераторов, помогал и деньгами, и профессиональными советами. Я когда-то работала в музее Некрасова (это филиал музея Пушкина), водила экскурсии по его квартире. И понимала — Некрасова как поэта не очень люблю, зато он мне интересен как личность, восхищает, каким он был наставником. Когда появился «Литкураж», и ребята стали писать мне про свои эмоции, благодарить за озвучку, я подумала: «О, боже, я — Некрасов!». Продолжаю дело Николая Алексеевича.
Но, конечно, мой кайф от проекта не только в том, что я возомнила себя Некрасовым. Эту параллель потом заметила. Отдельное удовольствие получать тексты. Когда рождается новый – это всегда чудо, а я его свидетель. И произведения очень разные, у каждого свой мир. Меня это подпитывает, такой прилив энергии получаю – словно я вампир! Но в хорошем смысле. Это меня подпитывает и вдохновляет! Каждый раз, когда слышу наш джингл, у меня мурашки бегают! Сейчас проект держится на моем энтузиазме, но я знаю, что однажды он начнет приносить мне деньги.
— «Литкураж» задуман как долгосрочный проект?
— Просто есть такое убеждение, что Вселенная, если ты вкладываешь в дело свою энергию, силы и огромную любовь и в какой-то момент превращает его в твой источник дохода. Когда-нибудь и с «Литкуражом» так будет. Его смысл, конечно, не в том, чтобы на нём зарабатывать. Но вообще-то— почему бы и нет!