Френдли.Герои

Весна Педченко: «Я иду в театр, чтобы узнать что-то новое о себе»

Весна Педченко — журналист, автор Telegram-канала «Хочу пойти». В своем блоге уже семь лет она «заряжает людей любовью к театру»: пишет об актуальных постановках и советует своим читателям интересные спектакли.

Недавно Весна успешно запустила сбор на Френдли — и всего за несколько дней её поддержало больше двадцати человек. В интервью нашей платформе автор рассказала, как создала живое и активное комьюнити в своем канале, для чего ей нужен краудфандинг и почему театр — это эффективный способ психотерапии и познания себя.

«Вызывать эмоцию и по-хорошему манипулировать»

По образованию я журналист и много лет работаю в этой сфере. Специальность я выбрала, можно сказать, случайно. В старших классах не понимала, кем хочу стать, когда вырасту, только знала, что я гуманитарий. И пошла по пути наименьшего сопротивления — выбрала то, что мне меньше всего не нравится. 

Но в итоге выяснилось, что журналистика — это моё. Много лет я работала на телевидении, и мне это очень нравилось. ТВ — это картинка, которая вызывает эмоцию, манипулирует зрителем в хорошем смысле. Именно это меня всегда цепляло.

Но потом мне пришлось уйти из журналистики на некоторое время, и я стала работать в пиаре. Тогда мне стало не хватать какого-то медиа — канала, через который я могу доносить свои мысли и коммуницировать с людьми. И в 2017 году я запустила свой Телеграм-канал, в котором стала писать о самом разном искусстве: театр, кино, выставки, лекции. Я посещала мероприятия и рассказывала о них.

Сейчас я снова работаю в журналистике. Я видеопродюсер Youtube-канала Forbes — мы снимаем и публикуем интервью с самыми разными героями. Но канал я продолжаю вести. Причем со времени его тематика сузилась: я поняла, что интереснее всего мне писать про театр, и остановилась на нем. До сих пор это остается моим хобби, вытеснившим много чего другого, и по факту стало работой, за которую мне не платят. 

«Важно, поговорил ли со мной спектакль»

В театре мне нравится то, что это супер живая материя. Спектакль — всегда разговор, и в первую очередь про тебя самого. Я иду в театр, чтобы узнать что-то новое о себе, и каждый раз узнаю. Причем инсайты, которые я получаю, часто очень неожиданные.

Главный критерий при оценке спектакля для меня — «поговорил» ли он со мной. Если диалог происходит, он всегда разный. В этом отличие театра от других видов искусства: вот ты сегодня пришел, и ты в одном настроении, по одному воспринимаешь постановку, а через год — то же самое посмотришь и вообще по-другому воспримешь. 

Я не отвергаю спектакль, потому что он сегодня мне не понравился: я понимаю, что просто в этот раз не состоялся диалог. По этой же причине за редким исключением я не критикую спектакли, не пишу ничего плохого про них. 

Сложно сказать, как я определяю, что хорошая постановка, а что нет. Спектакли всегда для меня делились на «скучно» и «нескучно». Может звучать наивно, но ведь так это и работает: тебя «забрало» или ты смотришь, и тебе неинтересно. Я готова оценивать по этому принципу и считаю это правильным. 

При этом полагаться всем на мое мнение не рекомендую: я очень люблю нудные, «тягучие», размеренные спектакли. Возможно, с первых секунд тебя не увлекает, но потом какие-то фразы, слова улавливаешь, они откликаются тебе, и происходит тот самый диалог. И после такого спектакля уходишь наполненным.

«К театру сейчас повышенный интерес»

Я посещала довольно много театров в разных городах и странах, но моими любимыми  все равно остаются московские. Среди них есть «глыбы», которые, кажется, никогда не сдвинутся — вроде Малого театра. Но при этом многие другие театры отходят от репертуарного режима работы, в них появляется больше антреприз — пришел режиссёр и поставил что-то на этой сцене.

Можно сказать, что у столичных театров сейчас какой-то ренессанс — к нему большой интерес. Если ещё лет пять назад театр был чем-то чуть ли не маргинальным — либо для эстетствующих снобов, либо для бабушек и дедушек, то сейчас снова стал популярен у широкой аудитории. Это видно и по количеству людей в залах, и по растущим ценам на билеты, и по огромному количеству интересных каналов о театре. 

Сейчас театр меняется. В последние годы изменился новостной фон, и я, например, не могла ходить в развлекательный театр: мне хотелось, чтобы со мной говорили о том, что мне важно, о том, что у меня болит, а болело многое. А потом я наоборот стала смотреть в основном комедию дель арте, чтобы забыть на какое-то время о том, что происходит в мире. 

Но я точно могу сказать, что сильнейшие постановки за последнее время есть. Например, очень удачный сезон у Театра наций — каждая премьера мощная. В других городах тоже есть интересные постановки. Например, команда Никитинского театра в Воронеже поставила «Двенадцатую ночь» по Шекспиру. Каждый раз прямо перед зрителями они кидают жребий и решают, кто кого будет играть. Таким образом, все актеры все время исполняют разные роли, и это получается очень смешно. От них исходит мощная юная энергетика — я смотрела этот спектакль раза три и каждый раз выхожу с таким зарядом!

«Если увидеться со мной — то в театре»

Я веду канал, чтобы люди, которые со мной на одной волне, получали ответ на вопрос «куда можно сходить». Регулярно пишу о спектаклях, на которые сама хочу пойти или на которые уже сходила, и они мне понравились. 

Я подписана на десятки тысяч разных театральных пабликов, каналов, и все читаю, смотрю. Также общаюсь с театрами напрямую. Я сама стала писать им в какой-то момент: давайте знакомиться, быть на связи. И многие пресс-службы ответили, теперь регулярно мне пишут, рассказывают про свои премьеры. 

Я всё время хожу на спектакли. Сейчас, например, я пропустила несколько интересных премьер, поэтому буду нагонять: в ближайшее время у меня «театральный марафон» — буду ходить на спектакли каждый день, иногда даже по два раза.

Выбираю я, на что пойду, опираясь на свою насмотренность, знание себя. Как, например, когда идёшь в кафе — про какие-то блюда точно знаешь, что они тебе не понравятся и не заказываешь их, а другие, наоборот, понимаешь, что тебе будут по вкусу. Так же и с театром. Иногда ещё иду на определенного режиссера или актера, иногда выбираю по рекомендациям знакомых. Например, пару лет назад мне посоветовали МТЮЗ — я в жизни бы не подумала, что мне понравится такой театр, но оказалось, там много классного.

В целом театр занимает очень много времени. Иногда даю себе немного отдохнуть, а так я каждый вечер в театре. Мои друзья уже знают: если увидеться со мной — то в театре.

«Мои подписчики — „штучные“ люди»

Мне нравится мой канал в том виде, что он сейчас есть: от своих подписчиков я получаю все, что мне хочется. Это коммьюнити сформировалось органически — по рекомендациям, по моим упоминаниям канала в своих журналистских материалах. Какие-то театры, с которыми мы общаемся, писали обо мне, с какими-то каналами взаимно пиарили друг друга.

В течение семи лет постепенно добавлялось по одному, по два, по три человека. Это «штучные» и действительно заинтересованные в моем контенте люди, а не боты или «мёртвые души», которые однажды подписались на канал, а потом забыли про него и ни разу не открывали.

У меня отзывчивое комьюнити, очень вовлечённое, люди активно пишут комментарии. Я стараюсь общаться с подписчиками: например, каждый год гадаю по книге, и последний раз у моей «акции» был рекорд — 150 участников.

«Донат — или его отсутствие — не оценка моей деятельности»

Сейчас я решила попробовать себя в краудфандинге. Про Френдли узнала от подруги — посмотрела платформу, мне она понравилась, и я решила ничего другого и не искать, а зарегистрироваться здесь. 

Собранные деньги будут для меня дополнительной мотивацией и помогут мне частично возместить свои расходы на ведение канала. Ведь театр — дорогостоящее удовольствие!

Раньше некоторые мои подписчики писали мне спасибо за рекомендации и вроде как в шутку добавляли — вот бы можно было вам задонатить в благодарность. Открыв сбор на Френдли, я это вспомнила и так и написала: вы спрашивали, где мне задонатить? а вот, теперь можно — ссылка на мой краудфандинговый сбор. 

Пока меня поддержал 21 человек — я бы не сказала, что это много: всего у меня более 3,5 тысяч подписчиков. Но я сразу решила: донат или его отсутствие — это не оценка моей деятельности. Мне ценен каждый отклик. Пусть я получила не сумасшедшие деньги, но я увидела, что меня поддержали, и это было для меня очень важно.

Сейчас я думаю, как сделать театр своей основной деятельностью. Правда, последние два года все «перекроили», и это немножко сказалось — у меня остаётся меньше сил, чем хотелось бы. Но я по-прежнему трачу на театр очень много времени и собираюсь развиваться в этом направлении. Надеюсь, краудфандинг мне в этом поможет. 

Бонус! Подборка московских спектаклей от Весны Педченко

  • «Я – Сергей Образцов» — Театре кукол – бескомпромиссно прекрасный кукольный спектакль с совершенно живым Евгением Цыгановым в главной роли. Это постановка-абсолют, в ней сказано пожалуй всё, что может быть в принципе сказано человеком человеку. Про любовь, совесть, утрату, войну, веру, поиск себя и своей цели. Причем сказано точно, нежно и терапевтично.
  • «Одна абсолютно счастливая деревня» в Мастерской Фоменко — почти совершенный спектакль! Проверенная классика в мире театра — на тончайшей эмоции, цельный, искренний, с крутым текстом. Та самая база, без которой невозможно представить современный российский театр. 
  • «Наш класс» в Театре им. Вахтангова — ещё одна постановка высочайшей пробы. Напряженная, выверенная, сложно и затейливо поставленная. Один из моих любимых жанров – когда одна и та же декорация играет разные роли, и действие прямо на наших глазах раскрашивается с помощью подручных средств. Про сильнейшие актерские работы и говорить нечего. 
  • «Кабаре» Евгения Писарева в Театре Наций — ох, ну это шедевр. Впервые на моей памяти в адаптированном для России мюзикле оставляют песни в оригинале. А вот финал — совсем другой, свой, отчаянно попадающий в нерв времени. Сумасшедшая актерская работа Олега Савцова в роли конферансье, чудесная Александра Урсуляк. Если сегодня меня попросят оставить один спектакль, прости меня любимая «Деревня», это будет «Кабаре». 
  • «Мария Стюарт» Петра Шерешевского в МТЮЗе — один из самых значительных спектаклей что я видела. Провокационный по форме, очень телесный – вплоть до отвращения, потрясающе придуманный, каждой строчкой бьющий наотмашь. Шиллер конечно переработан, но самые точные слова – из оригинала. Я не исключаю, что вы уйдете в антракте, но это тоже будет ответом на вопросы, которые задает спектакль. Поймете про себя нечто важное. 
  • И сразу же второй мой любимый спектакль Шерешевского — «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии», также в МТЮЗе. Про живую юность, которая против пошлости, цинизма и прочей взрослой мертвечины. Подробнее нельзя, так что остановлюсь. Просто сходите на него! Это то, что сейчас нужно нам всем.
  • «Сын» в РАМТе – для меня это лучший спектакль Юрия Бутусова (и самый понятный). Очень красивый, музыкальный, пластичный, невероятно трудозатратный для актеров. Некоторые сцены просто душераздирающие. Ну и текст – на цитаты. «На меня давит жизнь», — говорит главный герой, и это конечно лучшее описание последнего года. 
  • «Р» в «Сатириконе» – еще один Бутусов. Многогранный, загадочный, энергичный, фриковатый. О детских травмах, жестокости и главное – о природе и эффекте власти. Лучшая визуализация того, куда мчится птица-тройка. Будут фирменные бутусовские танцы, зажигательное обаяние Константина Райкина и совсем немного «Ревизора». 
  • «Сирано де Бержерак» в театре «Около» – деликатная, даже исповедальная постановка. Из пьесы убрали героизм, гордыню и прочий пафос, и оставили только дистиллированную любовь. Это как будто кто-то взял теплый шарф и укутал твое затюканное сердечко. Я улыбалась весь спектакль.
  • «Где ты был так долго, чувак?» в Пространстве «Внутри» – гомерически смешная и бесконечно горькая энциклопедия скреп, в которой узнаешь соседа, друга и – неожиданно – себя. Паззл из едва уловимых родных деталей: то, что на кончиках пальцев, то, что не описать. Узнать, поглумиться, проклясть и полюбить все это в нас.
  • А еще возьму и совершенно спонтанно добавлю в свой список спектакль «Ночь перед Рождеством» в Театре им. Вахтангова. Яркий, фактурный, будто пластилиновый. Режиссер Олег Долин оставил от Гоголя совсем мало текста, тем острее звучит самый длинный (по сути единственный) монолог. Долин вообще сегодня один из самых значительных режиссеров. Не отступая от своего стиля, он филигранно говорит о важном. Знаете, когда в центре Москвы со сцены звучит «Щедрик» — это чего-то да стоит.

Подписывайтесь на Телеграм-канал Френдли @friendly2_me и узнавайте первыми о классных идеях и способах поддержки.
Ваши вопросы и предложения пишите @friendly2me_bot.